. Концептуальные основы педагогической теории П. Ф. Каптерева

Концептуальные основы педагогической теории П. Ф. Каптерева

Разносторонняя информация в одном месте. Единая точка входа в поток контента, который адаптируется под интересы аудитории.

Концептуальные основы педагогической теории П.Ф. Каптерева Ахатов Азат Мунирович

Глава I. Общая характеристика жизнедеятельности и естественнонаучные основы педагогической теории П.Ф.Каптерева .

1.1. Формирование мировоззрения; П.Ф.Каптерева и историко-педагогическое наследие в становлении и развитии его творчества 11-26

1.2. Естественнонаучные основы педагогическойіпсихологииш педагогики П.Ф.Каптерева; 26-42

1.3. Развитие ПіФ.Каптеревьім; идеи духовно-нравственного становления личности ? 42-641

Выводы по первой главе. 64-66;

Глава II. Концептуальные основы теории, воспитания П.Ф.Каптерева и ее интеграция в современную педагогическую науку и практику

2.1. Научно -методологическая и г естественнонаучная основа идеи1 воспитывающего обучения П.Ф.Каптерева. 67-88

2.2, Основные факторы совершенствования личности в педагогической теории П.Ф.Каптерева . 89-103

2.3. П.Ф.Каптерев о профессиональной подготовке учителя и его личностных качествах 103-108

2.4. Реализация концептуальных положений П.Ф.Каптерева в современной педагогической теории и практике . 108-129

Выводы по второй главе. 129-130

Введение к работе

Современные радикальные демократические преобразования общества требуют подготовки подрастающего поколения к выполнению определенных социально-экономических, производственных, социально- культурных и образовательных функций. Однако эти функции изменяются, усложняются, следовательно, с дальнейшим развитием общества, меняется характер обучения и воспитания, цели и задачи образования. В соответствии с этим возникает необходимость в пересмотре теоретических положений историко-педагогической науки, в их обновлении и соотнесении с насущными задачами реальной действительности. Это является сложным целым, требующим извлечения и использования всего ценного прошлого исторического опыта обучения и воспитания, в создании которого в разные эпохи участвовали такие выдающиеся педагоги-классики, как Я.А.Коменский, Д.Локк, Ж.-Ж.Руссо, И.Г.Песталоцци, Д.Дьюи, К.А.Гельвеций, Д.Дидро, Ф.Фребель, Р.Оуэн, М.Монтессори, И.Ф.Гербарт, Ф.А.В.Дистервег, И.Кант, К.Маркс, Ф.Энгельс, М.В.Ломоносов, А.Н.Радищев, А.И.Герцен, В.Г.Белинский, Н.Г.Чернышевский, Н.И.Пирогов, Л.Н.Толстой, К.Д Ушинский, В.И.Ленин, П.Ф.Каптерев, А.С.Макаренко, С.Т.Шацкий, П.П.Блонский, а также наши современники - В.А.Сухомлинский, Ю.К.Бабанский, Г.Н. Волков, М.А.Скаткин, И.Я.Лернер, Т.А.Ильина, Н.Д.Никандров, Д.И.Фельдштейн и многие другие.

В конце XIX - в начале XX веков среди известных отечественных ученых особое место занимает научно-педагогическое творчество П.Ф.Каптерева, автора таких фундаментальных трудов, как «Педагогический процесс», «Дидактические очерки. Теория образования», «История русской педагогики», «Педагогическая психология», «Новая русская педагогика, ее главнейшие идеи, направления и деятели», «О школьном самоуправлении учащихся, и о школьной дисциплине», «Об эстетическом раз витии и воспитании детей» и множества статей, посвященных физическому, нравственному, эстетическому, трудовому, умственному воспитанию, развитию характера, внимания, памяти, воли, логического мышления и т.д.

П.Ф.Каптерев является основателем теории семейного воспитания. Он был признан не только передовыми отечественными педагогами -современниками, но западными учеными; Под его непосредственным руководством и общей редакцией было осуществлено 59 выпусков «Энциклопедии по семейному воспитанию и обучению», в одиннадцати из которых были опубликованы его работы. В этих выпусках принимали участие современники Петра Федоровича, известные педагоги, психологи, медики, словесники - В.П.Острогорский, И.А.Сикорский, П.ФЛесгафт, П.И.Ковалевский и многие другие.

П.Ф.Каптерев вдумчиво освоил и использовал педагогические взгляды и идеи своих ближайших предшественников и современников, и занял по отношению к ним трезво критическую позицию. Для него, в отличие от К.Д. Ушинского, педагогика является самостоятельной наукой, имеющей свою проверенную веками теорию и прикладную часть.

Глубокое, разностороннее научное обоснование педагогики Петр Федорович дал в монографии «Педагогический процесс». Он полно и целостно охватил педагогическое знание, включая исторический, философский, антропологический и собственно научные аспекты. Он создал стройную теорию воспитания и обучения.

В основе психолого-педагогического творчества П.Ф.Каптерева лежали естественнонаучные, эволюционно-исторические представления своего времени. В изложении основных закономерностей педагогики и психологии он исходил из учения о деятельности мозга, высших нервных процессов, рефлекторной теории, теории ассоциаций, из закона единства физиологического и психологического. Он был сторонником культурно исторической концепции развития психических явлении, одним из акгив-ных создателей концепции воспитания и воспитывающего обучения.

Особенность психолого-иедагогических взглядов П.Ф.Каптерева выражалась в том, что он являлся сторонником. системного подхода к воспитанию, педагогические и психические: процессы он не; только связывал между собой; но и старался объединить их с динамикой развития личности в целом..

Вслед за К.Д;УшинскимІ ПіФіКаптерев-в:истории педагогики является самой;значительнойличностью,.так как внес много нового в теоретическое осмысление педагогического процесса:и практики:. Однако его педагогическое! наследие в: нашей: стране долгое: время- не изучалось, ввиду того, что он не был сторонником і внедрения в сознание учащихся партийных догм, считал их слишком узкими; тенденциозными.

П.ФіКаптерев как видный?педагог мирового уровня?не только по праву занимает достойное место в истории і педагогики и: психологии; но его труды и сегодня, при умелом их использовании, могут оказать большую помощь в; совершенствовании педагогического процесса: В этом заключается актуальность темы исследования: «Концептуальные основы педагогической теорииі П.Ф.Каптерева».

Исследования!показывают, что учительство страны, особенно; старшее поколение, в связи с коренными изменениями,, происходящими; в социально-экономической; и: идеологической? сферах- российской; действительности,, переоценкой! традиционной; системы духовно-нравственных ценностей; испытывает, серьезные затруднения в организации и осуществлении? воспитательной работы с учащимися общеобразовательной средней школы. Здесь большую помощь могут оказать теоретические положения; и; научно-практические рекомендации П.Ф.Каптерева; охватывающие все аспекты формирования личностных качеств обучающихся.

Педагогическое: наследие: ШФ.Каптерева в: области? воспитания; в? соотношении: с современными: достижениями педагогической; теории и практики в той или иной степени способствуют преодолению противоречия между необходимостью широкого использования исторического оиы- та в модернизации образования в стране и неудовлетворительностью со стоянием изучения, обобщения и внедрения этого опыта в современных условиях.

Цель исследования: проанализировать творчество и систематизировать педагогические взгляды П.Ф.Каптерева и выявить концептуальные основы теории воспитания, показать важность использования научно-методических рекомендаций П.Ф.Каптерева в совершенствовании современной педагогической теории и практике.

Объект исследования: научно-педагогическое наследие П.Ф.Каптерева как составная часть отечественной теории воспитания.

Предмет исследования: концептуальные основы педагогической теории П.Ф.Каптерева.

Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:

1. Показать исходные предпосылки становления и развития педагогического творчества П.Ф.Каптерева, его мировоззренческие и теоретико- методологические основы. Д 2. Выявить и раскрыть естественнонаучные основы педагогической концепции П.Ф.Каптерева, рассмотреть развитие им идеи духовно-нравственного становления личности во взаимосвязи с умственным, физическим, трудовым и эстетическим воспитанием.

3. Дать сущностную характеристику идеи воспитывающего обучения в его педагогической теории и раскрыть основные факторы «идеалосооб-разного» совершенствования личности.

4. Проанализировать современные педагогические концепции воспитания и развития личности, конкретизирующие отдельные аспекты тео-рий воспитания и воспитывающего обучения П.Ф.Каптерева.

5. Показать возможности использования концептуальных основ воспитания и обучения; П.Ф.Каптерева в современной педагогической теории, и практике.

Методологической і основой» диссертационного исследования; явились логико-гносеологический принцип, социокультурный і подход, предполагающий; аналитическую оценку системы педагогических идей П.Ф.Каптерева в контексте: исторического времени, социально-экономических; и? культурно-ценностных особенностей общества1 изучаемой эпохи. При работе над исследованием мы руководствовались принципами системного подхода к; исторической і действительности; объективности при подборе, оценке фактов ш явлений, учете условий; конкретной исторической! обстановки; и; реальном; влиянии; на; педагогическую теорию философских, естественнонаучных и; религиозных учений конца; XIX-нач.ХХвв..

Для? решения і поставленных задач использовалась СОВОКУПНОСТЬ методов исследования: теоретические:, историографический, ретроспективный; сравнительно-сопоставительный, моделирование, прогнозирование; эмпирические: сбор фактического материала, анализ историко-педагогического; наследия и систематизация его; с точки зрения определенных позиций, аналогия исходных психолого-педагогических положений! П Ф.Каптерева с педагогическими взглядами; ш идеями; современников; анкетирование, беседа, интервью; обобщение передового опыта и др..

1 этап» (1996-1998 гг.) - поисково-творческий: определение темы,, формулировка ее проблемы на основе; теоретического анализа философской, психолого-педагогической, социологической литературы по теме исследования, архивного материала, определение методов исследования, уточнение понятийно-категориального аппарата исследования. На этом этапе были определены исходные методологические принципы и направления исследовательского поиска. этап (1999-2000 IT.) - проектирование системно-структурной модели исследования, подбор фактического материала для содержательного наполнения ее компоненто в.

З? тгапі (2001-2002 гг.) - изучение первоисточников; и; работ, отражающих взглядьгсовременниковг- последователей;и критиковшедагоги-ческого творчества П.Ф.Каптерева: Теоретический:анализ его трудов, посвященных теории г т практике: воспитания? учащихся: общеобразовательных школ: Изучение ш обобщение современных концепций? воспитания; соотносящих сегодняшние педагогические достижения теории; и практики і с научно-педагогическими, теоретическими: положениями П.Ф:Каптерева в области школьного воспитания.

4 этап; (2003-2004 гг.) - анализ 5 результатов ; исследования;. их; осмысление и систематизация! в целом, выводы; апробация; разработка; научно-методических рекомендаций? с учетом современных социально-культурных условий? и образовательной политики; в стране. Оформление результатов исследования в виде диссертации и автореферата.

Научная новизна исследования выражается;вітом;.что J в;нем; выявлены ; и; проанализированы; с точки зрения цели иs задач; исследования, ранее: малоизвестные работы ПіФ.Каптерева:: «Беседы? о» воспитании»,, «Очерки психической жизни ребенка», «Развитие и разновидности детского ума», «О природе детей»; «Наша будущая средняя школа», «О развитии: обобщений?и;суждений» и т.д..(см.1 библиография); выявлены концептуальные основы: педагогической»теории; П.Ф.Каптерева о; психологизации? педагогики; и педагогизации психологии І (естественнонаучные; и. культурно-исторические); дана І содержательно-сущностная ; характеристика идеи воспитывающего обучения П.Ф.Каптерева как естественнонаучной; основы; его педагогической концепции.

Теоретическая значимость исследования заключается в целостном; осмыслении научно-педагогического творчества П.Ф.Каптерева и выявлении; его концептуальных основ; в» рассмотрении? в историко педагогическом аспекте мировоззренческие и естественнонаучные основы его педагогической теории; в выявлении и анализе современных концепций воспитания, в контексте реализации: научно-методических рекомендаций: П.Ф.Каптерева:: концепций; воспитания, основанных на идее формирования? базовой» культуры учащихся; разработанных Е.В; Бонда-ревской; О.С. Газманом, Н.М Таланчуком; В.К.. Кирилловым.»

Практическая- значимость исследования заключается! в возможности использования1 обобщенных данных и: научно-педагогического материала диссертации для обновления содержания учебных курсов по истории) педагогики и; образования; разработки; спецкурсов; посвященных педагогическим; течениям! конщиХІХ-нач.ХХ вв. Концептуальные основы педагогики и психологии П;Ф.Каптерева могут быть широко использованы, вt современной теории; и: практике воспитания; и обучения; научно-практические рекомендации исследования могут быть использованы в теоретической и методической подготовке и переподготовке педагогических кадров, социальных работников, в работе с родителями учащихся в школьной практике и системе дополнительного образования.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Концептуальной основой; педагогической;теории П.Ф.Каптерева являются историко-эволюционные, естественнонаучные, культурно-исторические учения своего времени и: предпосылки;, составляющие целостность его теории воспитания и обучения; Они: включают исторический; философский, физиологический психологический и собственно педагогический аспекты. Такой подход в определении-исходных: позиций: проблем формирования личности представляет собой определенный вклад в педагогическую науку.

2. П.Ф.Каптерев является одним из основателей педагогической психологии. Ключевой проблемой его педагогической теории является идея воспитывающего обучения. Смысл воспитания, по Каптереву, заключается не только в формировании тех или иных качеств личности, а в их «идеалосообразном» совершенствовании через систематические упражнения; для совершенствования; всех духовно-нравственных качеств школьников во взаимосвязи с эстетическим, умственным, физическим и трудовым воспитанием; воспитании «доброго общественника»; развитии в образовательном процессе познавательных способностей детей: мышления, памяти; внимания, воображения; речиш; др: Сам образовательный процесс рассматривался им с психологической позиции и определялся как «выражение внутренней самодеятельности организма», как; целостное явление, к котором тесно взаимодействуют биологическое и социальное, индивидуальное, национальное и общественное.

3 •. Аналитическое представление научно-педагогического наследия; П.Ф.Каптерева; дает возможность .современным; ученым-педагогам; осуществить разработку новой концепции образования? и воспитания, интегрировать і ее в! теорию и:образовательно-воспитательную практику с учетом психологических особенностей в формировании целостной личности.

Достоверность и- обоснованность научных положений; рекомендаций; и выводов; исследования обусловлены; тщательным; исследованием первоисточников; по теории і воспитания ІЬФ.Каптерева, его современников и последователей; использованием средств и методов, адекватных целям, задачам, результатам; исследования; качественным и количественным анализом теоретического и; практического материала с использованием; взаимодополняющих методов; последовательной реализацией» исходных методологических позиций; автора, его многолетней работой; в качестве преподавателя в различных образовательно-воспитательных учреждениях.

Апробация материалов исследования осуществлялась в непосредственной і педагогической деятельности автора, на; заседаниях, методологических семинарах кафедры педагогики и психологии Чувашского государственного университета, на научно-практических конференциях в Чебоксарах, Ульяновске, Козмодемьянске, в Казанском государственном университете, а также в публикациях автора.

Структура, диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка использованной литературы, включающего 179 наименований; из них 10 на иностранных языках. Общий объем диссертации составляет 149 страниц, из них 136- основного текста. Работа содержит 3 таблицы;

Формирование мировоззрения; П.Ф.Каптерева и историко-педагогическое наследие в становлении и развитии его творчества

Середина XIX и начало XX вв. - время коренных реформ всех сфер в России, в том числе и образования. Вэтот период был осуществлен: переход к: национальному содержанию? образования, создана массовая; народная школа, получила развитие система профессионального и высшего, массового женского образования;

Несмотря на разнообразие типов учебных заведений ведущей тенден-цией\становится;создание единой и национальной школы. В постановлениях, решениях, разработках предполагалось создать единую, с учетом; разных условий и модификаций, систему образования. В і эти годы сложилось достаточно мощное общественное движение, которое, несмотря на периоды затухания, начинает играть все возрастающую роль в судьбе российского образования.

В этот период в российской педагогике творили многие известные деятели; Среди них: Н.Ф.Бунаков (1837-1904), В:И.Водовозов (1825-1884), АЛ.Герд (1841-1888), Д.И.Писарев (1840 - 1868), Н.А.Корф (1834-1883), ВЛіСтоюнин (1826 -1888 ) и др. Они не только освоили все формы тео ретического педагогического сознания, но и создали труды, имеющие мировое значение; сформировали?философию и! идеологию российского образования; разработали разные модели и типы школ от начальной до высшей; заложили основы современного содержания образования; разработали основы методики и технологий обучения во всех типах школ, утвердив такие принципы, как природосообразность, культуросообразность ш народность в І воспитании,. трудовой; характер процесса обучения, идея і воспитывающего обучения и т.д.

Одним из ярких представителей отечественной педагогики; конца X1X— нач. XX вв. был известный историк педагогики, теоретик и практик педагогической науки, психолог и философ П.Ф:Каптерев.

Он родился 20 июня 1849 г. в селе Кленово Подольского уезда Московской? губернии. После окончания; в 1872" году МосковскойLдуховной; академии по специальности; «психология; дидактика; педагогика» начал работу в Петербургской духовной семинарии (1872-1878 гг.). Одновременно преподавал на Фребелевских педагогических курсах. В\ 1878 г. он: оставил духовную семинарию и начал работать в гимназии при; Психоневрологическом институте. С 1892 года Петр Федорович работает в канцелярии Мариинского ведомства. С 1903 г. - он преподаватель, а затем профессор женского пединститута. В 1918 году работает в г. Острогожске Воронежской области, организует педкурсы для переподготовки учителей; с марта 1919 года заведует дошкольным педагогическим; отделом У ОНО, читает лекции; в трудовой школе соцвоспитания: в городах Свобода и Ус-мань;: с: 1921 работает в Воронежском? государственном университете, профессор и декан ВГУ, одновременно заведует Воронежским педагогическим техникумом. 7 сентября 1922 года П.Ф.Каптерев умер от воспаления легких.

Свои научно-педагогические труды Петр Федорович начал публиковать с 1874 года: в Л 892 г.\— «Дидактические очерки» (отмечены золотой медалью); в 1897 г. - «Новая русская педагогика, ее главнейшие идеи, направления и деятели».

В1898 году иод его руководством и редакцией начато издание «Энциклопедии семейного воспитаниями обучения»; в 1904 г. выходит вевет «Педагогический процесс»; в 1909 г. - «История русской! педагогики»; т 1917г. им опубликована статья «Новая школа;в;новой! России», где изложена программа: обновления школы. Его активная общественно-гражданская позиция, борьба за широкое народное образование способствовали: осмыслению пути дальнейшего развития? системы; образования? в? России,. позволили приступить к разработке глубоко научной педагогической концепции с: ключевой І фундаментальной основой і йдеш воспитывающего обучения.

Активная творческая деятельность Петра Федоровича: Каптереваї (1849-1882 гг.) - выдающегося теоретика обучения и воспитания мирового уровня; историка образования и развития педагогической мысли началась в 70-х годах XIX века, когда в развитии педагогической теории наблюдались две тенденции: дифференциация педагогической науки и осмысление накопленных предыдущими поколениями теоретических знаний и стремление привести их в определенную систему, формирование целостного представления о педагогической теории, ее; понятийно-категориальном аппарате, закономерностей, принципов.

Известно; что каждая; педагогическая система или і учение строится на определенном мировоззрении ученого и видении философских проблем. Поэтому, для того,, чтобы І понять и правильно s оценить ь педагогику. П.Ф.Каптерева, необходимо иметь представление о философской и; общественно-политической; основе этой педагогики, о теоретико-методологических основах этого учения в целом.

Естественнонаучные основы педагогическойіпсихологииш педагогики П.Ф.Каптерева;

Огромен вклад П.Ф.Каптерева; в разработку основ педагогической психологии: Многие исследователи отмечают, что; и термин «педагогическая психология;» вошел в науку после появления в 1877 году книги П.Ф.Каптерева «Педагогическая психология», в которой автор ставит основную цель в системе обучения и воспитания - психологизировать педагогику. Весьма существенно, что и сам образовательный процесс он рассматривал именно с психологической позиции. По его мнению, образовательный процесс - это «выражение внутренней самодеятельности челове чсского организма» (48, 344). П.Ф.Каптерев к разработке исихолого-иедагогических проблем приступил, будучи основательно подготовленным в философском, педагогическом и психологическом отношении. В работе «Вопросы самообразования» (49, 141-154) он говорит о знакомстве с психологией на уровне ее развития в конце XIX века.. Это знакомство включает общие: положения психологии как: науки, физиологическую, экспериментальную; ассоциативную психологии; основы эволюционной теории, общее знакомство с такими психологическими процессами, как мышление, воля; память и др.

В основе научно-педагогического творчества ГЪФ.Каптерева лежали і естественнонаучные; психологические: и І эволюционно-исторические представления, выработанные наукой еще при жизни ученого в предшествующие эпохи, и во второй половине XIX и в начале XX веков. Они; эти представления;. были неполными; ибо характеризовали достигнутый і уровень естественнонаучных знаний того времени. Это, естественно, отражалось, в; характеристике психолого-педагогических явлений, процессов, закономерностей; описанных ПіФ.Каптеревьім:

В начале своего творческого пути П;Ф.Каптерев четко определил-свою научно-исследовательскую задачу, изложенную в трудах (46, 61): «Мы хотим, прежде всего, занимающимся воспитанием и=обучением сообщить некоторые сведения о психологических явлениях, которые бы помогли і им в их занятиях. вполне разумная педагогическая деятельность возможна только под условием более или менее обстоятельного знакомства с психологическими явлениями. мы хотим. главнейшие учения педагогики І связать с твердыми данными науки о душе, вывести первые из последних» (46, 3). При этом Каптерев исходил из того, что прогресс России зависит от улучшения работы народного образования в целом и народной школы в частности (51, 32).

В изложении основных закономерностей психических и педагогических процессов; и состояний Петр Федорович прежде всего исходил из учения о высших нервных процессах, психологической деятельности, их рефлекторной природе (ИіМіСеченов, ИІП; Павлов, В.Вундт и др.).

ИиМ Сеченов (1829-1905) — современник П.Ф.Каитерева, разработал естественнонаучную теорию психической регуляции! человека. В своей; работе «Рефлексы?головного мозга» (1863) он; выдвинул; положение о» том; что все акты сознательной?иtбессознательной?психической жизнипо? своей: структуре и динамике: рефлекторны. Воспринятые рецепторами! внешние сигналы (информация; раздражение) передаются с помощью мышечной деятельности в центральную нервную систему (в мозг), где перерабатываются и обратно передаются; в; исполнительные органы импульсов-команд. Таким образом, возникает обратная связь как регулятор поведения системы» (органов; организма ві целом); ИШіСеченов рефлекс; понимает не как механический? ответ нервного центра на внешний І стимул; а как согласованные движения І С : выполняющими сигнальную роль чувствами. И.МіСеченовї открыл явление центрального торможения: По Сеченову, умственные операции; возникающие во внешней:деятельности, благодаря механизму торможения преобразуются? во? внутрипсихические: (132v 360): Сеченов? сделал» крупный! вклад ю естественнонаучное обоснование природы чувственного отражения и; его гносеологических функций, перехода! внешнего І чувственного во внутренний? плане (интериоризация), т.е: преобразование предметной-деятельности!в структуру внутреннего плана сознания? (формирование внутренних структур человеческой 1 психикш благодаря усвоению = структур внешней! социальной деятельности).. Эти s идеи: И М:Сеченова: стали отправным началом для многих; направлению психологических и педагогических: исследований; педагогической психологии П;Ф.Каптерева;

Рефлекторная теория г и і представление о рефлекторной саморегуляции работы организма были основой научных исследований И.П:Павлова; (1849-1936). Русский физиолог начал исследование поведения целостного организма в единстве внешних и внутренних проявлений, во взаимоотно шениях с окружающей средой, где решающую роль играют соответствующие интересы больших полушарий головного мозга. У И.П.Павлова в качестве основного фактора поведения выступает условный рефлекс, «благодаря которому организм приспосабливается к изменчивым условиям существования, приобретая новые формы; поведения, отличные от прирожденных безусловных рефлексов» (132 263, 264).. Павловым и его учениками изучены динамика образования и изменения условных рефлексов, открыты многие детерминанты нервно-психических проявлений- расширены представления Сеченова о сигнальных функциях раздражителей, выдвинуты учения-о двух сигнальных системах; (сенсорной шречевой), о типах высшей нервной; деятельности; о динамическом і стереотипе. В лабораториях ИШ.Павлова было установлено, что в основе изучавшихся индивидуальных различий? лежат такие физиологические свойства: 1) сила возбуждения и; торможения; 2) их подвижность, т.е. способность быстро сменять друг друга; 3) уравновешенность между возбудимостью и торможением. То или иное, сочетание этих свойств определяет тип высшей нервной деятельности(сильный, уравновешенный, быстрый;: сильный, уравновешенный, медленный; сильный, уравновешенный; слабый).все это произвело коренные изменения; во взглядах на физиологию, психологию (там же. С.263-264). Этиидеи в дальнейшем были развиты, обновлены такими отечественными учеными; как Л.Є.Рубинштейн, Ю;А.Самарищ Е.Н.Кабанова-Меллер, Б.Т.Ананьев, ВЖ Добрынин; Б.М.Теплов, ЛІС.Вьіготский, Э;А.Голубева, В.МіРусаков,. ВТТНебылицин и др.

Учение о рефлексах, а; также экспериментальные данные первой? в; мире: психологической лаборатории В.Вундта, обобщенные П.Ф.Каптеревым, позволили ему выработать у себя.новое прогрессивное мировидение, что отразилось во многих его дальнейших работах.

Основные факторы совершенствования личности в педагогической теории П.Ф.Каптерева

На рубеже 90-х годов XIX века, в научном творчестве. П.Ф.Каптерева происходит переход от фундаментальных педагогических вопросов к остро актуальным:; проблемам, связанным: с требованиями? конкретной- учебно-воспитательной? практики? иі условиям? жизнш в России І своего времени. Он? писал; что нужно дать детям реальное образование, практическое воспитание и вплотную подходит к созданию концепции; воспитания и; воспитывающего обучения.

П;Ф.Каптерев? уделял І много вниманиям изучению воспитательной функцию обучения ш отмечал, что она органически вытекает из самого содержания,. форм І; т методов обучения. Но вместе с тем она осуществляется;и\ посредством! специальной организации; общения педагога с учащимися. Объективное обучение не может не г воспитывать определенных взглядов; убеждений; отношений; качеств личности. Важным аспектом осуществления воспитывающей? функции» обучения, по:- Каптереву, является і формирование мотивов учебной деятельности; изначально определяющих ее успешность.

Идея воспитывающего? обучения была заложена? во многих трудах педагогов-классиков;. В і трудах «Книга; о душе», «Книга; знания»; «Книгам указаний; ш наставлений»,, вошедших; в энциклопедический труд «Книга исцелений», Абу-Али?Хусейн; ибніАбуаллах (Авиценна) (980-1037) предполагали комплексное воздействие на развитие ребенка средствами музыки, поэзии, философии (27, 137).

Научно-педагогические; труды многих европейских просветителей были для П.Ф.Каптерева источником и ориентиром его педагогических взглядов. Идея воспитывающего обучения; лежит и в основе педагогики выдающегося? немецкого педагога И.Ф;Гербарта, который; считал, что средством развития: многосторонних интересов і детей; их нравственных сил, умственного развития, формирования их характера; вообще воспитания; является! обучение. Можно «утверждать, что «именно он ввел в педагогикупонятие «воспитывающее обучение», чемкакбыподвелитог дея-тельностнымс поискам. педагогической; мысли J в этомг направлении: Идея: Гербарта о воспитывающем обучении была поддержана крупными педагогами того времени - А.Дистервегом в Германии и К. Д :У шинским в России: . Понимание ШФ:Гербартом воспитывающего обучения исходило из; того положения; что специфические по своим; функциями воспитание- ш обучение взаимосвязаны\ и диалектически взаимодействуют между собой» (27, 299); П.Ф.Каптерев; солидаризировался» с психологическими? взглядами Гербарта на процесс обучения; которые вели к главному выводу: « раз чувства, желания? и воля? представляют собой; своеобразное сочетание и: соотношение представлений - целенаправленное обучение развивает не только? ум; но? и; внутренний мир личности; т.е. осуществляетсяt целенаправленное воспитание»(2 8 ,110).

Очень близки к педагогическим идеям П:Ф:Каптерева по своему пониманию цели; обучения? был» основоположник немецкой; педагогической науки Фридрих; Адольф) Вильгельм?Дистервег (1790-1866).. В і своих; работах; «Воспитывающее; обучение - обучающее; воспитание»,. «Принципы; элементарного обучения», «Дидактический катехизис» он -. научно; обосновывает идеи? воспитывающего и; развивающего обучения: Эти; работы привлекли; всеобщее внимание не ТОЛЬКОІ европейских ученых, но иг российской передовой педагогической мысли того времени; Дистервег в основу обучения положил такие принципы, как природосообразность, куль-туросообразность, побуждение самостоятельности, естественные; потребности ребенка в познании. Весьма близки были Каптереву идеи немецкого педагога о том, что соблюдение принципа самостоятельности; должно «обеспечить воспитывающий характер обучения, в процессе которого укрепляется; характер- учеников, развиваются их; познавательные и нравственные силы, вырабатываются убеждения, способность напрягать все свои; усилия?на достижение; избранной благородной! цели; Общепедагогические идеи Ф:А.Дистервега; стали основой? разработанной? им? дидактики? развивающего обучения; изложенной t в і« Руководстве ; к образованию немецюш учителей», где. были сформулированы 33 правила; обучения; которые, по его замыслу, должны были служить реализации развивающих задач школьного образования» (27, 313): Мысль о самостоятельности и самодеятельности в обучении m его роли-в І развитии: личности является; ОДНОЙ; из основных во? всем педагогическом? наследии! П=Ф.Каптерева. Эта; мысль. наиболее ярко выражена в= его\ статье «О саморазвитии т самовоспитании». Признание Каптеревым принципам самодеятельности как основного: свойства человеческого организма привело его к мысли: об определяющей t роли саморазвития в процессе воспитания и обучения.

Многие взгляды П;Ф.Каптерева на проблемы; воспитывающего обучения были близки к педагогике К.ДІУшинского, который? видел?в осуществлении развивающего і обученияs единство; воспитания? и обучения; протестовал против разделения функций воспитания и обучения; Касаясь вопроса о психологической природе обучения; Ушинский; развивает глубоко верную мысль. otTOM;, что процесс: обученияІ прежде: всего является- волевым процессом; Научное: обоснование своей системы обучения і на: основе -учета закономерностей; психофизического развития: человека в онтогенезе Ушинский дал в своем? капитальном:труде «Человек как предмет воспитания». Главной формой реализации; ид ей единства воспитания; образования: и развития К.Д.Ушинский считал урок (27, 361-362).

Реализация концептуальных положений П.Ф.Каптерева в современной педагогической теории и практике

В «Дидактических очерках» Петр Федорович1 Каптерев говорит об учителе,- о его умственных (Глава 26), нравственно-волевых (Глава; 27), организационно-педагогических (Глава 28) качествах; о і его профессиональной подготовке (Глава 29).

П.Ф.Каптерев подчеркивает, что личность учителя, непосредственно? соприкасаясь с учащимися, оказывает на них большое: влияние. Это влияние может быть как положительным, так и негативным.

Учительские качества? Петр Федорович разделяет на два І вида: Первый вид зависит от. научной;подготовки; второй - от учительского таланта (специальная? подготовка, широкий кругозор, знание своей и смежных дисциплин, владение дидактическими методами, знакомство с методологией и методикой обучения и воспитания, дидактическими принципами и правилами, знание свойств детской натуры и т.д.); второе свойство носит субъективный характер. Оно зависит от владения преподавательским искусством, от личного педагогического таланта и творческих способностей.

Глава 19 «Дидактических очерков» посвящена проблемам подготовки школьных учителей.. П;Ф.Каитерев і приводит разные мнения; ученых в; отношении содержания, форм, сроках, структуре: педагогического образования будущих учителей элементарных (начальных) и средних ШКОЛІ Считает необходимым в; подготовке: школьных учителей 5 различать теоретическую ш практическую; профессиональную? и і специальную (предметную) подготовку, ставит ряд принципиальных вопросовюб?устройстве педагогического образования в пединститутах и педуниверситетах (университетах).

П.Ф.Каптереві подчеркивает, что педагогическая деятельность отно сится к сложному виду деятельности, в ней есть элементы; чисто научные, объективные ш чистое личные,.творческие: элементы педагогического ис кусства; и? таланта- Учитель» должен творчески; овладевать, содержанием своего предмета; методикой и: методами ? его обучения; сам t постоянно со вершенствоваться; наращивая свои предметные знания; умения и;навыки; овладевая искусством преподавания:: «Школьный .учитель, воображающий себя, полнейшим мудрецом, которому незачем, больше учиться; не: за нимает никакой: ступени: на: лестнице развития, он:чужд:образовательной : работе. Он і стоит в стороне от культуры; оті трудов: по ее усвоению и г лич ному усовершенствованию; Каким образом? он, сам не развивающийся может содействовать развитию других? Каким:образом? он может пробу дить в других то, что угасло уже в нем самом, - потребность образования и: развития; каким? образом: ош может дать другим і то, чего: не имеет сам. Из этих-то учителей: и вырабатывается класс: отталкивающих; антипатич ных личностей, которые самодовольно считают себя всезнающими; обра зованными, развитыми, высокомерно относятся к учащимся, считают свои мнения: всегда» правильными; даже: непогрешимыми, болтают обо всем, суются решать всякие вопросы, а на самом деле суть личности ограничен ные, малознающие, ленивые; болтуны и хвастуны» (21, 601). Педагог, соприкасаясь с учащимися, проявляет себя как целостная личность, со всеми своими личностными качествами. «Каковы эти;качества? - спрашивает П.Ф.Каптерев. В седьмой? главе своих «Дидактических очерков» он пытается ответить на этот вопрос (21, 602-611).

. Учащиеся1 начальных классов невольно переймут от учителя:: манеры ., поведения;, характерные:особенностипобщения; речи; умение?выразительно читать, внешний вид и многое другое-Большое влияние на учащихся оказывают нравственные качества учителя. К" этим; качества Петр Федорович! относит справедливость.. Отсутствие беспристрастия? и справедливости в ; отношениях к учащимся подорвет нравственный авторитет учителя!(речь не идет о том; что учитель не имеет права симпатизировать одним ученикам, больше чем другим и не; о том; что учитель к одним Іученикам;бывает, снисходительнее, добрее, к другим? - взыскательнее ш строже: Ничего дурного» в зтомі нет.. Каждый ученик имеет, право=на- внимание и благорасположение учителя наряду со всеми другими).

По мнению» ПіФ:Каптерева, учитель «особо І чутко ш внимательно» должен і относиться к; слабым учащимся; (учитель»должен понимать, что) каждый ученик учитсяі по? мере своих сил и; способностей; отпущенных: ему природой): «Если слабый: ученик делает усилия и оказывает соразмерные і своими способностям; успехи, он? всегда- должен найти горячую? поддержку в учителе,.хотя .бы его успехш были?далеко не равны успехам! его і более талантливых товарищей.. Третировать свысока; презрительно і не : особенно способных, мало посвящать им внимания, а больше заниматься с: богато s одаренными! их товарищами - значит совершать»акт величайшей? несправедливости по отношению кучащимся» (21, 603).

К нравственным свойствам учителя і Каптерев относит и отношение учителя к выполнению своих профессиональных обязанностей, от которого многое зависит в его деятельности (учащиеся всегда; прекрасно знают, как учитель относится к своим обязанностям). Если учитель, наставляю ідий учащихся, чтобы они добросовестно, аккуратно выполняли свои обязанности, свой долг, сам свое дело делает не усердно, равнодушен к своим; обязанностям, то он не будет пользоваться уважением учащихся.". «Противоречие: учителя с самим:собой,.несомненно,- будет замечено учащимися (в таких случаях;ученики,мысленно;могут обращаться» к учителю: «Научись-ка \ прежде сам І исполнять свои обязанности, а потом f уже: учи других: исполнять СВОИ»);

К третьей нравственной черте учителя ШФ.Каптерев относит выдержку и настойчивость в; «осуществлении своих требований ив проведении своих взглядов» (там же, 605); Для того, чтобы реализовать свои педагогические требования, учитель должен быть достаточно устойчивой личностью; «энергичной; ш с характером; иначе колебания;, отступления от своих: же: принципов? будут неизбежны»». Петр Федорович особо подчеркивает, что «учитель есть блюститель и» представитель школьных прав; школьных порядков и дисциплины. Если? в нем нет силы воли, нет настойчивости ; в і поддержке школьного порядка, то привлекательность школьной f жизни! нарушается. Учащиеся; заметив, что мучитель .слаб волей,, не настойчив в своих требованиях будут . искать поводов уклониться от своих обязанностей. Учитель может понять свою оплошность, пытаться направить дело на истинный путь, но скоро убедиться, что ошибка не исправима; учащиеся забрали слишком? много воли ИІ власти, а в самом учителе нет достаточной?стойкости и:выдержки;.. Положение:в классе . бесхарактерных учителей; поистине: печально: они искренне: желают добра учащимся. они напоминают, что дело у них: идет, неладно, знают причину и? источник неудачи, а: между тем не: находят в г себе: достаточно сил устранить беспорядок и,, таким«образом, дать себе возможность выказать все свои хорошие качества. Таким учителям должна прийти; на помощь посторонняя воля, или же они должны оставить учительство, иначе они только измучают себя, но пользы своей деятельностью принесут очень мало» (2 Г, 605,606).

📎📎📎📎📎📎📎📎📎📎

О проекте

Сайт работает в автоматическом режиме. Информация размещается без ручного редактирования. Это независимая инициатива по открытой публикации контента различного направления — от новостей до полезных подборок.

Навигация по блокам

Новости и темы

Свежие материалы и информационные поводы, разбитые по интересующим категориям.

Популярное

Наиболее просматриваемые и обсуждаемые публикации недели или месяца.

Хронология

Архивный доступ к размещённым публикациям. Сортировка по дате и теме.

Контакты

📍 г. Ижевск, ул. Сборная, д. 17А, офис 210

☎ +7 (3412) 64-11-72

📧 info@site.ru

🕓 Обращения принимаются ежедневно с 9:00 до 21:00

Правовая оговорка

Мы не являемся авторами или распространителями контента. Все материалы поступают из открытых источников в автоматическом режиме.

Если вы являетесь правообладателем — свяжитесь с нами. Мы гарантируем оперативное удаление нарушающего контента после подтверждения запроса.

Сайт не является СМИ, не распространяет информацию на коммерческой основе и не несёт ответственности за возможные совпадения.

Размер шрифта: