Вуду. Лоа
Я обещал в прошлом посте еще несколько общих постулатов, но много интересной информации не нашел. В итоге решил перейти к подробному описанию наиболее популярных Лоа, а перед этим поподробнее расписать, кто же эти Лоа такие.
Как я уже писал, Лоа - это духи, основные силы, с которыми взаимодействуют вудуисты. Именно Лоа происходит поклонение, их просят о помощи и т.п.
Хочу особо отметить - в дальнейшем я в большей степени буду рассказывать именно о духах гаитянского Вуду (как правило, их и называют Лоа), однако немного затрону и духов из той же сантерии, к примеру, где их называют уже Ориша. Кое-в-чем они пересекаются, но где-то я могу немного запутаться, поскольку тема реально сложная и никакой единой общей информации по ней нет - слишком уж Вуду вариативная религия. В общем, если кто разбирается в этом лучше меня - строго не пинайте)
Так вот, продолжим. Лоа - великое множество. Да, существуют определенные, самые популярные, вроде Папы Легбы, Дамбаллы или Барона Самди, однако каждое племя и община дополнительно поклоняется еще десяткам и сотням духов предков, духов местности, локальных Лоа, а особенно - духам прежних жрецов.
В реальном мире Лоа проявляются по-разному. Иногда Лоа, в основном локальные, живут в камнях, деревьях и других природных объектах. При этом поклоняются вудуисты именно Лоа, а не камню или дереву, то есть это не является обожествением живой природы, характерным для анимистических религий, а скорее чем-то вроде идолопоклонничества.
Также Лоа, особенно сильные, могут проявлять себя через сны, подавая человеку знаки и даже разговаривая с ним. Еще один способ поговорить с Лоа - это традиционные вудуистские гадания, хотя некоторые практики спокойно говорят с Лоа даже через карты Таро и чуть ли не через руны. В любом случае, Лоа идут на контакт охотно, и именно так могут рассказать, чего хотят от человека и чем готовы помочь.
Но самый интересный способ контакта с Лоа в Вуду - это, несомненно, одержимость. Как правило, человек становится одержим духом Вуду на массовых ритуалах, где Лоа специально призываются для того, чтобы занять тела верующих. Во время одержимости человек ничего не осознает, а телом его управляет занявший его дух. Обычно одержимые не разговаривают и просто танцуют, безумствуют или предаются пьянству, однако известны и случаи беседы с людьми, одержимыми Лоа, то есть, по вере вудуистов, вполне с самими Лоа. В общем, возможностей поболтать с "богами" у тех, кто исповедует эту религию хоть отбавляй.
Практически у каждого Лоа существует вполне определенная "маска" - христианский святой, под именем которого этому Лоа поклонялись в период жестких гонений на Вуду. Маски закрепились настолько прочно, что во вполне аутентичных заговорах и текстах ритуалов вызова Лоа можно встретить имена христианских святых. Вудуистов это, впрочем, совершенно не смущает.
Для вызова Лоа, как правило, требуется провести определенный ритуал. Сначала призывается Папа Легба, хранитель перекрестков, который открывает двери другим духам Вуду, и только после него сами необходимые для ритуала духи. Во время массовых ритуалов жрец часто призывает чуть ли не всех Лоа, которым поклоняются в этом месте. Для призыва Лоа нужна печать (к примеру, на картинке выше - печать Маман Бриджит) и специальный текст-призыв, достаточно труднопереводимый. Ну и, разумеется, нельзя обойтись без даров и приношений. А лучше быть готовым оставить в качестве дара свое тело.
На сегодня все, если интересует еще что-то - пишите в комментарии. Пока в дальнейшем планирую просто посты про каждого из популярных Лоа, с максимумом информации, которую удастся собрать.
Очень интересная тема. Буду благодарен если, сможешь раскрывать более детально каждого духа в отдельности.
Вы меня сильно "зацепили" этой Вуду-темой, и теперь в дополнение к вашим постам я сама ищу информацию в интернете (для себя , не для того что бы придираться к Вам), и вот в этом источнике " http://wizardium.clan.су/forum/15-246-1 " (в ссылке заменить "су" на "su") приводят другую печать для Мамы Бриджит, внимание вопрос: можно ли вообще полагаться на какие либо источники если религия исповедуется по-разному в зависимости от местности?
давай полный ритуал призыва
ОДЕРЖИМЫЙ – "безумный человек, охваченный навязчивой идеей, маньяк (первоначально в церковно-книжном языке – одержимый бесами, бесноватый)". (Ушаков).
От себя добавлю:
Бред и ахинея, целенаправленно льющаяся с сми дополнена тем что например т.н. "Культ Вуду" был принят в католицизме как одна из дочерних христанских конфессий.
Ужасная птица индейцев наска
В религии индейцев наска не было божеств (см. Культура индейцев наска). Они поклонялись силам природы, олицетворенным в виде мифических существ. Ужасная птица, символизирующая силы небес, - одно из них.
Изображения мифической птицы встречаются на ранних керамических изделиях наска. В качестве примера можно привести чашу из коллекции The Metropolitan Museum of Art.
Иллюстрация: Чаша. Наска, 2-4вв. н.э. Коллекция The Metropolitan Museum of Art.
Хищная птица с мощными лапами и огромным клювом обезглавливает людей. На заднем плане изображены летящие копья, снаряды пращи и трофейные головы.
Пернатый хищник не всегда отрывает головы. Также встречаются изображения, когда птица поглощает человеческие руки, ноги, внутренности и другие части тела. Один из таких сюжетов представлен на сосуде периода прото-наска из коллекции Музея археологии и антропологии Пенсильванского университета.
Иллюстрация: Сосуд. Прото-наска. Коллекция The Penn Museum.
Примерно с 1-2 вв. н.э. изображение Ужасной птицы усложняется. Если до этого образ хищника был вполне натуралистичным, то теперь его дополняют антропоморфными признаками. Чаще всего у птицы появляются человеческие ноги. Тело удлиняется. На голове появляется огромный раздвоенный клюв с белым кончиком. В оперение хищника вплетаются трофейные головы, которые также изображаются между ног птицы и в ее клюве. В нашей коллекции есть сосуд с таким мотивом.
Иллюстрация: Сосуд с изображением "Ужасной птицы", Перу, культура наска, около 300-500 гг. н.э. Коллекция A-Gallery, Москва.
Встречаются и более сложные человекоподобные образы. Хорошим примером является изображение на уникальном сосуде из коллекции Музея Пибоди в Гарвардском университете.
Иллюстрация: Сосуд. Наска, 200 г. до н.э. - 600 г. н.э. Коллекция Peabody Museum of Archaeology and Ethnology, Harvard University, Cambridge.
Ужасная птица стоит на длинных человеческих ногах, между которыми находится схематизированная отрубленная человеческая голова. В пышное оперение на спине и в хвосте также вписаны трофейные головы. Интересно, что на этом сосуде у птицы есть дополнительный антропоморфный признак - человеческая рука, которой мифическое существо удерживает еще одну трофейную голову. Часть перьев на хвосте и на тулове хищника представлены в виде змей, вероятно, символизирующих источники воды.
Ритуалы подношения голов связаны с плодородием и сельским хозяйством (см. Культ трофейных голов индейцев наска). В этом свете, присутствие змей на изображении вполне объяснимо.
В собрании Бруклинского музея в Нью-Йорке также есть сосуд с Ужасной птицей и змеями.
Иллюстрация: Сосуд. Наска, 325-400 гг. н.э. Коллекция The Brooklyn Museum, New York.
Антропоморфная мифическая птица с одной трофейной головой между человеческих ног и другой в клюве представлена в овалах с четырех сторон. Перья направлены в стороны так, будто изображен полет мифического существа. Овалы окружены образами змей, часть из которых выделены рельефом, ящериц и кактуса Сан Педро, который использовался в качестве наркотического вещества во время ритуальных церемоний. В разрезе это растение напоминает звезду. Именно такие разноцветные звезды мы и видим на этом сосуде между силуэтами змей и ящериц.
Еще один интересный двухкамерный сосуд, связывающий образ Ужасной птицы с кактусом Сан Педро, находится в собрании Британского музея в Лондоне.
Иллюстрация: Сосуд. Наска, 100 г. до н.э. - 600 г. н.э. Коллекция The British Museum, London.
Верхняя камера представлена в виде фигурного изображения хищной птицы с одной крупной и множеством более мелких стилизованных трофейных голов на крыльях. Мощные лапы с огромными когтями опираются на нижнюю камеру, выполненную в виде кактуса.
Связь Ужасной птицы и культа плодородия можно проследить через изображение на сосуде из коллекции Музея Ларко в Лиме.
Иллюстрация: Сосуд. Наска, 1-800 гг. н.э. Коллекция Museo Larco, Lima.
Трофейные головы в явном виде на росписи вовсе не представлены. Их нет ни между ног мифического существа, ни в клюве, ни в оперении. В то же время, из всех этих стандартных мест размещения человеческих голов прорастают стилизованные побеги растений. Из клюва, кроме ростков, выходят также и змеи, что лишь подчеркивает связь с плодородием.
Стоит обратить внимание также и на деталь, присутствующую на всех антропоморфных изображениях Ужасной птицы. Концы перьев практически всегда украшаются стилизованной мордой с длинным языком, что, вероятно, символизирует змей. Таким образом, получается, что на изображениях Ужасной птицы змеи (образ связанный с источниками воды) присутствуют практически всегда.
Сюжеты росписи с участием Ужасной птицы были очень популярны у индейцев наска. Ее образ постоянно усложнялся и обрастал новыми деталями до тех пор, пока в 500-600 гг. н.э. что-то не случилось, и мотив внезапно и полностью не исчез из искусства наска. Причины этого не вполне понятны, да вряд ли когда-либо прояснятся. Вероятно, в результате каких-то событий верования наска несколько изменились либо сказалось влияние другой культуры.
Вуду Западной Африки
Доброго времени суток!
Вуду – загадочная философия чёрного континента, выдержавшая испытание временем и сумевшая адаптироваться под суровые законы Нового Света. Голливуд немало извратил суть этой миролюбивой религии, преподнеся её как подпольный культ сумасшедших чернокнижников-социопатов из серии «режь баран – бей барабан». Разумеется, это вовсе не так.
Говорить о вуду невозможно без понимания термина «религиозный синкретизм». Синкретизм в данном случае – это слияние вероисповеданий и оккультных течений с последующей трансформацией оных. Вуду – многоликая религия, претерпевшая множество изменений под натиском католицизма, но не потерявшая ни свой первобытный шарм, ни основные постулаты. Мы будем рассматривать три версии вуду: на родине вуду, в Западной Африке; на Гаити, самой большой вудуистской общине за пределами чёрного континента; и в Луизиане, которую так облюбовал Голливуд в 70-х годах прошлого века.
Итак, вуду Западной Африки.
Точнее, не ву́ду, а воуду́у (Vodun). Именно так называется эта религия на языке эуе (Ewe) и фон (Fon), откуда она получила распространение «благодаря» французским и британским колонизаторам. Такое же название, Vodun, имеют лоа (вообще, лоуа – lwa) – духи, обитающие во всём и везде. Невозможно отследить исток этого течения – оно тянется на многие тысячелетия из глубин доисторической эпохи. Подобно иудейской философии до формирования классической Каббалы, вудуисты передают свою мудрость из уст в уста – но у них вовсе нет священных писаний. Никто не может дать достоверный ответ, как менялась эта религия. Вероятно, она носила локальный характер и зародилась как культ поклонения духам предков. Позже появились архетипы – лоа, общие для всех семей и городов, которых стали отождествлять с феноменами природы, взаимоотношением жизни и смерти.
Божественный создатель мирозданья в вуду – женского пола, и зовут её Маву (луна). Ну, не совсем в оригинальном понимании – есть ещё и Лиза (солнце), которЫЙ, внимание, мужчина; в основном он не фигурирует без своего женского антипода и является архетипом сурового отца: «Где Лиза наказывает, Маву прощает». Подобно дню и ночи, жизни и смерти, они вдвоём составляют сущность единого бога (Mawu также переводится как Бог с языка ewa), слишком великого для постижения смертным умом.
Приверженцы больших конфессий, особенно католики, любят демонизировать вуду, придавая ей образ сенсации. Однако, у христианства и вуду гораздо больше общего, чем может показаться. Обе религии верят в единого Бога, создателя всего и вся, всемогущего и всеобъемлющего. Семеро детей Маву выступают в роли архангелов, разве что отвечают они за определённую стихию или феномен. Роли ангелов играют локальные лоа природы и духи предков, считающиеся живее всех живых. А вот рая и ада в вуду нет – зато есть общий загробный мир, Ла Гвинея (La Guinnea).
Можно сказать, что у вудуистов в Западной Африке матриархальный строй. Главная религиозная фигура – фактически Королева-Мать – это старшая дочь по матриархальной линии в общине. Она проводит церемонии, касающиеся социальной составляющей: свадьбы, похороны и обращение в веру. Она также ответственна за соблюдение порядка на рынках – главных местах сбора людей. Есть и оракулы – даровитые жрецы, которые способны предсказывать будущее. Ими, кстати, тоже зачастую становятся женщины. Впрочем, такой уклад несложно понять: в отсутствие умственного труда мужчинам приходится выполнять тяжёлую физическую работу за копейки – у кого останутся силы на внеурочное жречество?
Столицей этой религии на чёрном континенте можно считать Бенин – там находится самое большое количество храмов. Так как индустриализация лишь сейчас семенит по африканским джунглям и саванне, храмы частенько представляют интересы или историю отдельно взятого города или деревни. Впрочем, в недостатке функциональности местных божеств не упрекнёшь.
Храмы разнообразны, но узкопрофильны. К примеру, в Бенине есть храм, посвящённый богу Дан (или Дамбалла на Гаити) – отцу неба и защитнику, в котором живёт около 60 питонов. Змей почитают и охраняют, а когда они периодически заползают в дома к жителям, к ним относятся как к желанным гостям.
Или, к примеру, храм Закпате – богу земли, плодородия и – внимание – оспы!
Такая двойственная натура – характерная черта вуду. Ножом можно разрезать хлеб, а можно и убить человека. Поэтому «чёрной» магии, так раздутой Голливудом, в вуду как таковой нет, но есть красная магия – ею считают всё, что может нанести человеку вред, но этим занимается кто угодно, только не настоящие жрецы. Те же пресловутые куклы вуду массово используются в медицинских практиках, а не для мелочных козней: ими лечат и больной живот, и больную голову, и больное сердце – в принципе, всё, что имеет отношение к душе и телу. Народная медицина тоже цветёт и пахнет. В прямом смысле. Используется всё: от ступней слонов и засушенных ослиных пенисов до травяных настоек и мазей, чьи целебные свойства, увы, сокрыты для непросвещённого ума.
Ещё один универсальный атрибут вуду – фетиши. Ими могут быть как мумифицированные останки животных, так и рукодельные фигурки. Всё, что происходит в мире, хорошее или плохое, происходит под влиянием духов. Вообще, почти всё в этом мире – духи. Мы с вами тоже духи, только закованные в телесную оболочку. Собственно, фетиш может быть абсолютно чем угодно – всё зависит от духа, населяющего предмет. В основном их используют как обереги, талисманы и подспорье в проведении ритуалов.
Но вызвать Папу Легба на светскую беседу – тоже не пыль смахнуть. Для каждого лоа существует свой особый символ или веве (veve), который рисуется на земле перед началом ритуала. Эти знаки невероятно сложны и напоминают сигилы демонов из Большого Ключа Соломона (которые вообще джины). Делается это по нескольким причинам. Во-первых, настроиться на ритуал самому. Во-вторых, показать серьёзность своих намерений призываемому духу. И, в-третьих, чтобы убедиться, что ты вызовешь именно того, кого надо. Ведь Папа Легба может открыть дверь, а вот кто пройдёт через неё – вопрос уже иной. Навряд ли вы захотите видеть покровителя смерти на своей свадьбе.
Вуду – громкая, зычная конфессия, под стать темпераментным африканцам. Если православие и ислам учат нас смирению перед лицом Единого, то в вуду чем громче и экстравагантней ты себя ведёшь, тем больше шанс привлечь к себе внимание лоа. Молитвы произносятся громко и нараспев, а ритуалы проходят под раскатистые ритмы барабанов, трещоток и колокольчиков – всего, что гремит. Но, как и в любой другой эзотерической практике, перед духами нужно проявлять смирение и покорность, не давая своему эго вмешаться в ход ритуала.
Не стоит пугаться достаточно варварского – по меркам организаций за права животных – отношения к жизни и смерти. Животные убиваются не любые, а лишь те, что символизируют то или иное божество. Убиваются исключительно для ритуалов или в медицинских целях (еду тоже никто не отменял). Скорее всего, из останков этого животного будет сделан фетиш – фактически бессмертие! Думаете, религия, считающая вообще всю жизнь божественной, допустила бы бессмысленное убийство?
Так определённо думал английский культуролог Эдвард Тайлор, введший понятие анимизм (от лат. anima – душа). Его теория заключается в том, что анимистические религии – религии, считающие все вещи живыми – являются первоначальной стадией оных и присущи лишь малоразвитым народам. Естественно, делалось это для возвышения христианства, ислама и иудаизма, выставления их квинтэссенцией духовной эволюции – миссионеры по сей день стремятся обратить чёрный континент в свою веру (в основном католицизм). Последователи Тайлора завершили мысль: африканские религии – поголовный политеизм, что свидетельствует о недоразвитости. В исламе политеизм так вообще харам, страшнее греха ещё поикать нужно.
Правда, Тайлор не учёл того, что понятие «религия» в принципе отсутствует в африканских языках. Оно было завезено из Европы и крайне отчуждённо воспринимается африканцами. Для них вера – в данном случае вуду – это стиль жизни, философия, заключающаяся во всём, начиная от утреннего пробуждения и заканчивая ритуалами и похоронами. Вуду регулирует жизнь общины, образ мыслей, поведение, мировосприятие. Верующие говорят, что рождаются с вуду (в смысле – с духами). Вуду – это как линии на ладонях, как листья на деревьях, как шерсть на животных – мир пропитан духами и их энергией, они неотделимы друг от друга. Для вудуистов их вера гораздо больше, чем воскресный поход в церковь. Они буквально ей дышат.
Да и души есть не у каждого камня. Различные животные и травы помогали предкам африканцев многие тысячелетия, и за это время сформировали священную связь с людьми. Это не поклонение неодушевлённым объектам, как окрестили этот феномен европейские теологи – это духовное и эмоциональное родство с миром, позволяющее вудуистам выживать в условиях капризной Африки. Почитание и уважение – более подходящие слова, чем поклонение.
К слову, это же касается почитания предков. Умерший человек продолжает «жить» в своей семье, будто ничего не случилось вовсе: ему предлагают любимую еду, его мнением интересуются, его привычки и отношение к различным насущным проблемам учитываются. Считается, что погибшие родственники приглядывают за живыми, заботясь о том, чтобы неудача и негатив не появлялись в доме. Но таким «живым мертвецам» редко строят отдельные алтари – обычно им отдают почести наряду с лоа и другими предками. Смерть считается прямым продолжением жизни, даже лучше и почётнее – ты автоматически становишься ближе к Богу, а значит, твоё мнение будет более глубоким и мудрым.
Именно уверенность в том, что жизнь на Земле и мир мёртвых нераздельны, а духи предков постоянно следят за своими наследниками, всерьёз тревожила европейцев. Запуганные вечными муками за любой проступок перед верой, они не понимали, как африканцы так самоотверженно принимали смерть. Они боялись этой холодной решимости. Обратив с 1664 по 1830 года порядка 1 650 000 африканцев в рабов для сахарных плантаций на Гаити, рабовладельцы первым делом стремились искоренить варварское язычество и заменить его светом единственной истины божьей. Алтари сжигались, жрецы шли на костёр, но вуду сумело адаптироваться и выжить. Воуду́у (Vodun) превратилось в вуду (Vodou).
На этом на сегодня всё. В следующий раз мы с вами поговорим о Гаитянском вуду, разберём основные отличия и самые интересные практики.
Напоследок вот вам два видео. Эти забавные человечки, покрытые "волосами" - Зангбето. В прошлом они были своеобразной полицией нравов в Западной Африке. Теперь, с возрождением интереса к вуду, ежегодно проводятся праздники в их честь.
О проекте
Сайт работает в автоматическом режиме. Информация размещается без ручного редактирования. Это независимая инициатива по открытой публикации контента различного направления — от новостей до полезных подборок.
Навигация по блокам
Новости и темы
Свежие материалы и информационные поводы, разбитые по интересующим категориям.
Популярное
Наиболее просматриваемые и обсуждаемые публикации недели или месяца.
Хронология
Архивный доступ к размещённым публикациям. Сортировка по дате и теме.
Контакты
📍 г. Ижевск, ул. Сборная, д. 17А, офис 210
☎ +7 (3412) 64-11-72
📧 info@site.ru
🕓 Обращения принимаются ежедневно с 9:00 до 21:00
Правовая оговорка
Мы не являемся авторами или распространителями контента. Все материалы поступают из открытых источников в автоматическом режиме.
Если вы являетесь правообладателем — свяжитесь с нами. Мы гарантируем оперативное удаление нарушающего контента после подтверждения запроса.
Сайт не является СМИ, не распространяет информацию на коммерческой основе и не несёт ответственности за возможные совпадения.