Без кейворда
Сегодня мы начинаем довольно обширную и увлекательную тему – Маски индейцев Месоамерики (Центральной Америки) в доколумбовый период.Месоамерика, Мезоамерика (др.- греч. μέσος — средний), Средняя Америка — историко-культурный регион, простирающийся примерно от центра Мексики до Гондураса и Никарагуа. Термин был введён в обиход в 1943 году немецким философом и антропологом Паулем Кирхгоффом.В прошлом в Месоамерике процветали многие передовые цивилизации индейцев (тольтеков, ольмеков, сапотеков, миштеков, тарасков и т.д.), среди которых наиболее примечательными являются цивилизации ацтеков и майя. Ну и, конечно, мы не обойдем вниманием искусства инков, оставивших такой яркий след в американской и мировой культуре.Для начала познакомимся с ацтеками и их масками, а позднее вернемся и к их соседям.
Ацте́ки (асте́ки) (самоназвание mēxihcah) — объединенная индейская народность в Центральной Мексике численностью свыше 1,5 млн человек. Цивилизация ацтеков (XIV—XVI века) обладала богатой мифологией и культурным наследием. Культура ацтеков, окончательно сформировалась на территории Центральной Мексики в XII веке. Столицей империи ацтеков был город Теночтитлан, расположенный на озере Тескоко (Тешкоко) (исп. Texcoco), там, где сейчас располагается город Мехико.На языке науатль, родном языке ацтеков, слово «ацтек» означает буквально «некто из Ацтлана», легендарного острова Ацтлан (Астлан), мифического места, расположенного где-то на севере. Современное использование слова «ацтеки» как термина, объединяющего народы, связанные торговлей, обычаями, религией и языком, было предложено немецким учёным-энциклопедистом Александром фон Гумбольдтом (Alexander von Humboldt), и заимствовано мексиканскими учеными XIX века, как средство отличать современных им мексиканцев от коренного индейского населения.Сами ацтеки называли себя «меши́ка», или «тено́чка» и «тлальтело́лька» — в зависимости от города происхождения (Теночтитлан, Тлателолько). Что касается происхождения слова «мешика» (аст. mexica, от которого, собственно, и происходит слово «Мексика»), то высказываются довольно различные версии его этимологии: слово «Солнце» в языке науатль, имя вождя ацтеков Мешитли (Мекситли, Мекштли), тип водоросли, произрастающей в озере Тескоко. Самый известный переводчик с языка науатль, Мигель Леон-Портилья (исп. Miguel León-Portilla), утверждает, что это слово означает «середина луны» — от слов metztli (Мекстли, Мецтли, Мештли, Метчтли — Луна) и xictli (середина). Самоназвание «теночки», возможно, происходит от имени Теноча — ещё одного легендарного вождя.
По преданию ацтеков, их предки появились на острове, выйдя из пещер огромной горы. Традиционный для индейских народов тип пирамидального сооружения, распространённый и в архитектуре ацтеков, символизирует образ этой горы – мифической прародины и места пребывания духов предков. Согласно легенде, различные группы народов, которые впоследствии стали ацтеками, пришли в долину Анауак вокруг озера Тескоко с севера — с земель ныне принадлежащих США. Место расположения этих долин и озера известны наверняка — это сердце современного Мехико, но достоверно неизвестно, откуда происходит народ ацтеков.В то время вся территория долины была поделена между местными племенами и, естественно, никто из них не хотел делиться землёй с пришельцами. Посовещавшись, местные вожди решили отдать пришельцам необитаемый остров на озере Тескоко. На острове водилось много змей, поэтому местные жители ожидали, что пришельцам на острове придётся несладко.По легенде, ацтеков в их переселении вел бог Уицилопочтли - бог войны и солнца, что означает «колибри левой стороны», «колибри-левша». Прибыв на остров, ацтеки увидели, что на нём обитает много змей, и очень этому обрадовались, поскольку змеи были их пищей. Как хорошая примета был воспринят ацтеками увиденный ими орёл, держащий в своих когтях змею. Дело в том, что орел, сидящий на кактусе, на острове посреди озера и поедающий змею — образ из древнего пророчества, гласившего, что именно в таком месте до́лжно основать новый дом. Эта сцена — орел, поедающий змею, — ныне изображена на мексиканском флаге.Признав верховную власть правителя города Аскапоцалько (местного владыки), ацтеки обосновались на двух небольших островах и построили город Тлателолько (Тлальтелолько). Уже в 1325 году на втором острове возник город Теночтитлан — ацтекская столица. Теночтитлан (город Теноча) со временем стал большим искусственным островом, теперь это место — центр Мехико.
Согласно легенде, различные этнические группы, ставшие впоследствии ацтеками, пришли в долину современного Мехико с земель ныне принадлежащих США. Эта миграция происходила в 13 веке. Откуда перемещался ныне легендарный народ доподлинно неизвестно, известно, что с севера.В 1256 г. ацтеки остановились на скальном острове, перед ними простиралось озеро Тескоко (ныне один из районов Мехико).По легенде, ацтеков в их переселении вел бог Уицилопочтли - бог войны и солнца. Как хорошая примета был воспринят ацтеками увиденный ими орёл, держащий в своих когтях змею. Дело в том, что орел, сидящий на кактусе, на острове посреди озера и поедающий змею — образ из древнего пророчества, гласившего, что именно в таком месте до́лжно основать новый дом. Эта сцена — орел, поедающий змею на кактусе, — ныне изображена на мексиканском флаге.
ГОРДОСТЬ АЦТЕКОВ - ТЕНОЧТИТЛАН
Теночтитла́н - город-государство и столица Ацтекской империи был основан примерно в 1325 году на острове посреди солёного озера Тескоко. Буквальный перевод названия города означал «место колючих кактусов», видимо из-за окружающей растительности. По другой версии, город назван в честь легендарного вождя Теноча. В 1337 году к северу от Теночтитлана был основан город-спутник Тлателолько, где обосновались ацтеки, отделившиеся от племени.Город быстро рос. К 1500 году это был самый большой город на Земле (до 500 000 тыс. жителей). Воспоминания участников завоевания города и археологические раскопки позволяют представить былое великолепие столицы ацтеков. Город был расположен посреди озера на островах и соединялся с сушей тремя дамбами, а внутри – множественными мостами. В нем было много каналов и озёр, так что приходилось нередко передвигаться с помощью лодок, как в современной Венеции. Его пересекали улицы и каналы. Дворцы и храмы утопали в садах.Теночтитлан делился на четыре квартала: Теопан, Мойотлан, Куэпопан и Астакалько. В середине города находился ритуальный центр, окружённый защитной стеной Коатепантли («змеиная стена»). Город был застроен храмами (их было более 70), школами, служебными постройками и домами. Строения из-за рыхлого грунта возводились на длинных сваях.В ацтекской столице было развито сельское хозяйство (овощи, пряности, цветы), несмотря на то, что он стоял на воде. Ацтеки создавали целые полосы плодородной земли, используя ил и водоросли. Эти искусственно созданные поля назывались чинампы. Чинампы отличались исключительной плодородностью (иногда урожай снимался 7 раз в год).Испанцы, завоевавшие Теночтитлан, были поражены, увидев, насколько сильно развита торговля у ацтеков. Денег у ацтеков не было. Покупатели обменивались своими товарами с продавцами. Иногда расплачивались за товар бобами какао. Жуликов и воров, если они попадались, жестоко наказывали.13 августа 1521 года Теночтитлан пал спустя 70 дней после начала осады испанцами. Завоеватель столицы ацтеков Эрнан Кортес объявил ее владением короля Испании. С Теночтитланом пала и империя ацтеков (прекратила своё существование в 1520—1522 годах). На месте разрушенной столицы испанцы основали город Мехико (ныне столица Мексики).
МОЗАИЧНАЯ МАСКА КЕЦАЛЬКОАТЛЯ
Эта маска, как полагают специалисты, представляет ацтекского Бога Кецалькоатля (Quetzalcoatl), по другой версии, Бога Дождя Тлалока, ибо они оба связанны со змеями. Маска сделана из древесины кедра и покрыта бирюзовой мозаикой. Зубы вырезаны из белого перламутра морской раковины. Две змеи, различающиеся зеленой и голубой бирюзой, «проползающие» через все лицо маски, извиваются вокруг глаз и сплетаются в районе носа. Бирюзовые мозаичные перья «свисают» с обоих «висков» маски.Испанский монах Бернардино де Саагун (Bernardino de Sahagún), бывший свидетелем тех давних событий в шестнадцатом столетии, описывает маску подобную этой. Это был подарок ацтекского императора Монтесумы II (Motecuhzoma II) испанскому капитану Эрнану Кортесу (1485-1547). Ацтекский правитель думал, что Кортес был богом Кецалькоатлем («Крылатым Змеем») возвращавшимся с Востока. Эта маска была частью украшений, связанных с этим богом. Согласно описанию Саагуна, эту маску носили с короной из красивых длинных зеленовато-синих переливающихся перьев птицы кецаль, живущей в тропическом лесу.Бог Дождя Тлэлок также иногда изображался со скрученной змеей вокруг глаз, однако перья более совместимы с образом Бога Кецалькоатля.Самое раннее изображение Кецалькоатля - «Пернатого змея» было найдено в ацтекском городе Теотиуакане в Центральной Мексике на фасаде храма, который теперь носит его имя.
БИРЮЗОВАЯ МАСКА УИЦИЛОПОЧТЛИ
Эта прекрасная мозаичная маска Бога Уицилопочтли (Huitzilopochtli) или Вицлипуцли (Vislipuzli) ныне находится в коллекции Британского музея. Она была создана мастерами индейского народа, ныне именуемого ацтеками в 15 – 16 столетиях (ученые склоняются к периоду 1400-1521 гг.). Маска вырезана из дерева (кедра), покрыта мозаичными фрагментами голубой, серо-голубой и зеленоватой бирюзы, причем на щеках имеется стилизованное изображение бабочки более темного цвета. Возможно, это изображение колибри, птицы, с которой данное божество связано мифологически. Дело в том, что Уицилопочтли буквально означает - “колибри юга” или “колибри левой стороны”. Глаза и зубы маски выполнены из раковины с перламутровым и чисто белым оттенком цвета соответственно.Обычно Бог Уицилопочтли помимо мозаичной маски, изображался в мозаичной же короне с перьями и с гудным украшением в виде бирюзовой бабочки. Также костюм божества дополнялся бирюзовой птицей xiuhtototl (Cotinga amabilis), крепившейся на лбу, и бирюзовым Огненным Змеем (Xiuhcoatl), являвшимся украшением спины.
Бог Уицилопочтли был для ацтеков одним из главных. Это был Бог Войны, Огня и Солнца. Изначально его важность для народов науа была невелика, но после появления империи ацтеков Уицилопочтли был поставлен на один уровень с Кетцалькоатлем, Тлалоком и Тескатлипокой. Его символами являются: кремень (tecpatl), mamalhuatzin – палочки для разжигания огня, а также жертвенная жаровня, в которой сжигаются подношения Богу. Уицилопочтли был самым «кровожадным» ацтекским богом. Он постоянно требовал жертв, так как ацтеки были уверены, что в конце каждого календарного цикла (цикл – 52 года) для предотвращения конца света необходимо проводить церемонию Нового Огня с множественными жертвоприношениями. Тела человеческих жертв сжигались после вырезания их сердец из грудной клетки острым обсидиановым ножом. Кровь, по верованиям ацтеков, была платой Уицилопочтли за поддержание еще одного 52-летнего жизненного цикла.
Согласно легенде, когда ацтеки прибыли в долину Анауак, местное население считало их самой нецивилизованной группой, но ацтеки решили учиться; и они переняли многие знания, какие только могли, от других народов, — большей частью от древних тольтеков. Для ацтеков тольтеки были создателями всей культуры, слово «тольтекайотль» было синонимом культуры. Со временем ацтеки покорили многие соседние племена и в начале 14 века создали могущественную империю, столицей которой был г. Теночтитлан. Ацтекская империя, подобно большинству европейских империй, была весьма разнообразна этнически; это была скорее единая система сбора дани, нежели единая система управления. Хотя города под властью ацтеков облагались большой данью, раскопки показывают устойчивый рост благосостояния простолюдинов после подчинения этих городов.Основным управленческим вкладом ацтеков стала система коммуникаций между завоёванными городами, что, в свою очередь, способствовало и росту торговли.Создание империи ацтеков привело к одному из крупнейших демографических взрывов: население Месоамерики увеличилось с 10 до 15 миллионов человек.Ацтеки вели так называемые «цветочные войны» (исп. guerrasfloridas) — специальные военные игры для обучения военному искусству, набеги для захвата пленников, столь необходимых для совершения жертвоприношений, называемых ими нештлауалли. Ученые считают, что практика «цветочных войн» и постоянных жертвоприношений стала причиной столь быстрого поражения ацтеков в войне с испанскими завоевателями.К моменту Конкисты государство ацтеков занимало территорию от Мексиканского залива до Тихого океана, от устьев рек Бальсас и Панукодо до земель майя. Отдельные колонии существовали на землях современных Гватемалы, Перу, Колумбии и Венесуэлы.
МОЗАИЧНАЯ МАСКА ТЕСКАТЛИПОКА
Эта хорошо сохранившаяся мозаичная череп-маска ацтекского бога Тескатлипока (Tezcatlipoca) ныне принадлежит Британскому музею. Она была изготовлена ацтекскими мастерами в 15 – 16 столетиях н.э. Основанием для мозаики послужил человеческий череп, которые ацтеки активно использовали для создания масок и предметов культа (и недостатка в черепах у них не было). Череп срезан сзади и выровнен лентами шкуры оленя, на которых подвешена и подвижная нижняя челюсть. Длинные ремни замши позволяли крепить маску на лице, либо носить ее как часть регалий ацтекского священнослужителя. Мозаика маски выполнена из двух основных материалов – бирюзы и черного лигнита.Черная полоса (из лигнита) на лице является характерной особенностью изображения бога Тескатлипока. Глаза маски сделаны из двух шаров полированного железного пирита, вставленных в кольца из белой раковины (Strombus). Отверстие носа выровнено пластинами ярко-красной раковины тернистой устрицы (Spondylus).Все использованные материалы были доставлены в Теночтитлан с окраин империи и из-за ее пределов, что говорит о значимости данной маски. Бирюза посылалась в ацтекскую столицу как часть дани императору из нескольких областей империи, находившихся на территориях современных мексиканских штатов Веракрус, Герреро и Оахака. Бирюза доставлялась сырыми необработанными кусками или в полированных плитках, которые после превращались в мозаичные кусочки и украшали ацтекские маски, щиты, палки, диски, ножи и браслеты. Из древних документов этого народа мы, например, знаем, что император Монтесума II (1466-1520) ежегодно получал из области Оахака десять бирюзовых мозаичных масок, созданных квалифицированными ремесленниками мешика.Редкие материалы, привезенные издалека, тонкая ювелирная работа – все это было необходимо, чтобы создать неординарный «божественный» предмет для служителей культа.
БОГ С ОБСИДИАНОВЫМ ЗЕРКАЛОМ
Так каким же божеством был Тескатлипока, с маской которого мы совсем недавно познакомились?В первоначальном виде Тескатлипока и Кецалькоатль прибыли в религию ацтеков из более ранних культур Олмеков и Тольтеков. Ацтеки ассимилировали их в своей религии, и эти два божества являлись равными друг другу двойными богами антиподами.Индейский бог Тескатлипока (Tezcatlipoca) или «дымящееся зеркало» был верховным божеством у ацтеков. К XVI веку он почитался всеми племенами науа как всемогущее божество, верховное по отношению ко всем племенным, военным и охотничьим богам. Обычно его изображали с обсидиановым зеркалом в руках. В этом магическом зеркале, по ацтекским поверьям, отражалось все, что происходит на свете. Тескатлипока был, как и Уицилопочтли, богом войны. Его обычно представляли очень жестоким, наказывающим людей голодом и чумой и требующим бесчисленных человеческих жертв. В древней мифологии индейцев Центральной Америки Тескатлипока был также богом ночи, севера, искушения, колдовства, красоты и войны. Так же он был известен под другими именами, такими как Titlacauan («Мы Его Рабы»), Ipalnemoani («Он, кем мы живем»), Necocyaotl («Сеятель Разногласия с обеих сторон») и Tloque Nahuaque («Бог Близости») и Иоуалли Эекатль («Ночь, Ветер»). На изображениях чаще всего он появляется с черной полосой вдоль всего лица, а правая нога заменена зеркалом, сделанным из обсидиана. Иногда зеркало прикреплено к его груди. В правой руке он несет четыре стрелы, дабы карать людей за их грехи. Его волосы были темными, а щит и оружие выполнены в стиле воина и отделаны оперением. Он носит двадцать золотых колокольчиков на лодыжках, а на одной ноге у него копыто, как символ его проворства. Согласно ацтекам, он был как богом разногласия и обмана, так и богом грабежа, правителей, воинов и колдовства. Он был связан с понятием судьбы и был известен как подстрекатель народов к войне. Ему принадлежало зеркало Itlachiayaque , испускающее дым, и убивающие его врагов; с помощью зеркала Тескатлипока видел все, наказывал за грешные деяния болезнями и бедствиями и вознаграждал хороших людей богатством и известностью. Он был антитезой, конкурентом и, в конечном счете, близнецом Кецалькоатлья. Раньше считалось, что именно Тескатлипока помещает детей в утробы матери и именно он заведует судьбой детей – кому быть воином, а кому умереть в нищете. Считалось, что он появляется ночью как окутанный в одеяния мертвец, из его груди было видно сердце, а храбрец способный вырвать сердце, мог получить любую награду за свое бесстрашие.
И еще немного об ацтекских богах. Богов у ацтеков было великое множество. Практически каждый из них имел несколько ипостасей, упоминался под самыми разными именами, что вносит определенную путаницу в истории об ацтекских божествах, но от этого они не становятся менее интересными и захватывающими.Условно разделить ацтекских богов на плохих и хороших, крайне сложно. Скажем так, одни были более популярны, другие – «специализировались» в менее узких областях. Некоторые, как например как Кецалькоатль или Уицилопочтли были не просто богами, а настоящими культурными героями.Пантеон богов, включавший в себя, кроме исконно ацтекских, и божества завоёванных племён, был огромен. Главной была божественная триада: бог войны и солнца Уицилопочтли; благостный бог знаний и ветров, покровитель жрецов Кецалькоатль и его брат – властитель колдовства, ночи и вулканов Тескатлипока. Помимо этой триады, а также божеств уже рассмотренных нами (Шочипилли) существовало еще несколько заслуживающих внимание богов (рассмотреть всех не представляется возможным, да и нет такой цели).Вот они:Бог неба, Солнца и покровитель воинов Тонатиу, известный под такими именами, как Куаутемок – «нисходящий орёл», Пильцинтекутли – «юный владыка», Тотек – «наш вождь», Шипилли – «бирюзовый царевич».Богиня Коатликуэ – мать Уицилопочтли. Это чисто женское божество, она считается покровительницей женщин изгнанниц, ведуний и прорицательниц. Добрая водяная богиня Чальчиутликуэ – покровительница рыбаков и всех, кто плавает по морям. Ее имя переводится как «Дама в зеленом платье». Эхекатль – бог довольно многофункциональный, но основными его специализациями были стихия ветров и область романтических переживаний.Чикомекоатль - ацтекская богиня кукурузы, посевов, фруктов и вообще урожая и плодородия. Шипе-Тотек - бог сельского хозяйства, плодородия, весны, обновления, посевов и сбора урожая. Ацтеки наградили Шопе-Тотека весьма интересными именами «Наш вождь ободранный», «Наш владыка со снятой кожей» или «Наш вождь красного камня». Обновление природы ацтеки ассоциировали со смертью этого бога.Бог Шолотль не отличался светлым образом и приятной внешностью. Этот персонаж служил проводником душ умерших в загробный мир, а также насылал на род людской всяческие неудачи и беды. Его часто изображали с ногами, вывернутыми задом наперёд, с собачьей головой или в виде скелета.И это далеко не все ацтекские божества, что делать – язычество…
Согласно ацтекской мифологии, бог Тескатлипока – властитель колдовства, ночи и войны - был антитезой, конкурентом и, наконец, близнецом бога знаний и ветров, покровителя жрецов Кецалькоатлья. Между ними никогда не ослабевала вечная борьба, вылившаяся, в конечном итоге, в изгнание Кецалькоатля из земель мешика. Ацтеки до конца верили, что их любимый Кецалькоатль, уплывший на плоту из змей, обязательно вернется, и по подсчетам ацтеков должно это было произойти в Год Тростникового Прута, примерно в 1519 г. по нашему стилю… И он приплыл, и показался им именно тем, в чье возвращение они так верили. Но, как мы знаем, был он совсем не Кецалькоатлем, а испанцем Фернаном Кортесом, но это уже совсем другая история…
МАСКА С УШНЫМИ УКРАШЕНИЯМИ
Эта прекрасная каменная маска была найдена в древнем городе индейцев Центральной Америки – Теотиуакане. Ученые датируют ее периодом с 300 по 600 гг. н.э. Таким образом, данная маска не принадлежит непосредственно культуре ацтеков, так как она была создана перед их приходом в Мексику. Однако, учитывая родственность культур всех проживающих здесь племен, условно можно рассматривать эту маску в свете ацтекской цивилизации, тем более что последняя считается преемницей цивилизации древних тольтеков, в орбиту которой входил город Теотиуакан (находился в северной части территории ольмеков).Маска с ушными украшениями, без сомнения, антропоморфного характера – изображает лицо человека. Эта каменная маска создана из змеевика темно-зеленого цвета, съемные ушные украшения из более светлой породы. В глаза маски вставлены обсидиановые «зрачки», окруженные белой выточенной раковиной, что создает реалистическое выражение взгляда маски. Зубы, выточенные из коралла, вставлены очень искусно.
Рассматриваемая нами маска, несомненно, является ярким произведением искусства. Мастер создававший маску выполнил свою работу изящно и тонко, прекрасно разбираясь в анатомии человеческого лица. Маска выполнена из дорогостоящих и труднодоступных по тем временам материалов, что, конечно, добавляет ей художественной ценности. Скорее всего, она была создана по заказу знатного человека, возможно, она выполнена по обету или как дань, что не было редкостью в ту эпоху.Сегодня эту маску можно увидеть в Музее Большого Храма (Museo del Templo Mayor) в столице Мексики.
О проекте
Сайт работает в автоматическом режиме. Информация размещается без ручного редактирования. Это независимая инициатива по открытой публикации контента различного направления — от новостей до полезных подборок.
Навигация по блокам
Новости и темы
Свежие материалы и информационные поводы, разбитые по интересующим категориям.
Популярное
Наиболее просматриваемые и обсуждаемые публикации недели или месяца.
Хронология
Архивный доступ к размещённым публикациям. Сортировка по дате и теме.
Контакты
📍 г. Ижевск, ул. Сборная, д. 17А, офис 210
☎ +7 (3412) 64-11-72
📧 info@site.ru
🕓 Обращения принимаются ежедневно с 9:00 до 21:00
Правовая оговорка
Мы не являемся авторами или распространителями контента. Все материалы поступают из открытых источников в автоматическом режиме.
Если вы являетесь правообладателем — свяжитесь с нами. Мы гарантируем оперативное удаление нарушающего контента после подтверждения запроса.
Сайт не является СМИ, не распространяет информацию на коммерческой основе и не несёт ответственности за возможные совпадения.