0

Куда жаловаться на колонию

Куда жаловаться на колонию

Итак, Вы уже решили для себя вопрос, нужно ли жаловаться вообще, если нужно, наняли адвоката. Что делать дальше? Это зависит от того, на каком этапе находится дело Вашего родственника.

Хотя и короткий по времени, период задержания и дознания, занимающий до 12 первых дней с момента задержания, является одним из самых критических. Именно здесь часто подозреваемым и его защитником совершаются ошибки, которые предопределяют приговор суда.

Согласно ст.ст. 148.4, 157.3 УПК орган задержания может содержать задержанного до 24 часов до обращения к судье за санкцией и еще 24 часа может пройти до получения санкции судьи на арест. Затем, в случае избрания ареста в качестве меры пресечения, полиция обязана в течение 24 часов перевести его в следственный изолятор (СИЗО). Обычно, до перевода в СИЗО, задержанный содержится в камере предварительного заключения (КПЗ) районного управления полиции или же в изоляторе временного содержания (ИВС) городского управления полиции.

На практике, в нарушение процессуальных норм, заключенного часто держат в ИВС и в период дознания (10 суток), т.е. действий по сбору первичных доказательств вины.

Есть, кстати, и такая уловка: человека задерживают на несколько суток в наказание за административное правонарушение. В этот период незаконно производятся следственные действия, например, устраивают его опознание, допросы, очные ставки, заставляют в чем-то признаваться. Если наберется материал для возбуждения уголовного дела, то человека, не освобождая из-под стражи, арестовывают в качестве подозреваемого в уголовном преступлении. В Баку на такой оборот дела может указывать содержание дольше 3 суток в Изоляторах временного содержания (ИВС) Главного городского управления полиции и Главного Управления по Борьбе с Организованной Преступностью МВД (ГУБОП). Содержание задержанных в ИВС вместо СИЗО опасно тем, что делает возможным проведение ночных допросов даже без их официальной регистрации, так как кабинеты следователей находятся в одном здании с камерами, а ИВС подчиняется тому же органу, что и следователи.

Поэтому, если есть малейшее подозрение, что у полиции и прокуратуры есть повышенный интерес к административно-арестованному, если его не переводят в место для отбывания административного ареста, а держат в полицейском управлении, то дело явно нечисто. Нужно нанять адвоката, а параллельно пожаловаться на нарушение закона вышестоящему начальству (если оно в другом городе, то телеграммой).

Чтобы затруднить какие-либо действия со стороны родственников, практикуется незаконное содержание под стражей без права коммуникаций (incommunicado), т.е неинформирование адвоката и членов семьи о месте нахождения задержанных. В результате чего они разыскивают задержанного самостоятельно. Часто в это время дознаватель навязывает «дежурных» адвокатов, оплачиваемых государством и часто находящихся в сговоре со следователем. В этом случае, несмотря на практическое отсутствие правовой помощи со стороны таких «защитников», следствие обеспечивает наличие в деле отметок об участии в допросах или процедурах адвоката.

Медицинское освидетельствование арестованного возможно только по постановлению органа следствия назначенной государством комиссией. Часто власти затягивают решение о проведения обследования даже в очевидных случаях, чтобы прошли следы пыток, либо же судебно-медицинская экспертиза приходит к заключению, противоположному тому, которое дано гражданскими врачами. Служебная субординация тюремных врачей, а также полицейских, выступающих в качестве свидетелей, очевидным образом влияет на объективность их показаний.

Итак, куда жаловаться на дознавателя? В районную прокуратуру. На следователя можно жаловаться начальнику того Управления, которое ведет расследование, или Генеральному Прокурору АР. На действия полиции – как непосредственному начальству (районные и городские управления полиции), так и в Главное Особое Управление по работе с личным составом МВД. На персонал СИЗО или учреждения по отбыванию наказания – в Главное Управление Исполнения Судебных Решений (ГУИСР) Министерства Юстиции. На ГУИСР – министру юстиции и президенту.

Есть правда, некая бюрократическая закономерность, хорошо знакомая жалобщикам со стажем. Дело в том, что в условиях круговой поруки чиновников почти бесполезно жаловаться «по вертикали», его непосредственному начальству, которое чаще всего воспринимает это как покушение на «честь мундира» и принимает сторону подчиненного. Тем не менее все равно стоит жаловаться и по вертикали, чтобы по меньшей мере иметь отказной ответ или отписку для обращения в другие инстанции. Кроме того, может быть, чиновник, на которого Вы жалуетесь, давно на плохом счету, и Ваша жалоба будет пресловутой каплей, переполнившей чашу терпения.

В любом случае определите для себя те инстанции, которые контролируют данного чиновника «по горизонтали», т.е. не связаны с ним служебной субординацией. Это может быть, например, заведующий отделом по работе с правоохранительными органами Исполнительного Аппарата Президента, Омбудсман, а также неправительственные и международные организации. Для усиления эффективности Ваших усилий жалуйтесь одновременно и по «вертикали», и по «горизонтали». Часто результаты, полученные жалобами по «вертикали», например, явно необоснованный отказ в правах, или очевидная отписка, могут подкрепить Вашу жалобу в «горизонтальные» инстанции, или же ответ, полученный от международной организации, сможет подкрепить Вашу жалобу по с виду неприступной «вертикали».

В августе 2002 г. путем референдума было внесено изменение в Конституцию, позволяющее гражданам индивидуально обращаться в Конституционный Суд. После внесения изменений в Закон «О Конституционном Суде» жалобы граждан начали рассматриваться. Но жалобы в КС в любом случае могут касаться не вынесенных приговоров, а неконституционности того или иного нормативно-правового акта – на «плохой закон», либо «плохое» толкование «хорошего» закона, нарушающие права жалобщика.

Тот же референдум внес в Конституцию изменения, касающиеся создания в стране института Уполномоченного по правам человека (Омбудсмана). Омбудсман имеет право вмешиваться в ситуации, касающиеся нарушений прав человека. В частности, в декабре 2002 – феврале 2003 гг. омбудсман посетила несколько тюрем и встретилась там с осужденными.

Хотя институт этот относительно новый, но за год с небольшим деятельности уже накопился некоторый опыт типичных ошибок при обращении к Омбудсману. В частности, воспринимая этого госчиновника как некую высшую судебную инстанцию, ему жалуются на вынесенные приговоры, требуют вмешаться в процесс следствия, проверить деятельность президента, депутатов, ограничить или продублировать полномочия других государственных органов, обеспечивающих защиту прав человека и восстановление нарушенных прав и свобод человека. В результате за первый год деятельности Омбудсмана до 80% жалоб было отклонено на самом первом этапе из-за формальных нарушений.

Что же на самом же деле можно ожидать от Омбудсмана в нашем случае? Уполномоченный может представить Президенту предложения, связанные с решением вопросов помилования, Милли меджлису – предложения о принятии или пересмотре законов с целью обеспечения прав и свобод человека, а также предложение об объявлении амнистии. Омбудсман имеет право рассматривать жалобы о нарушении прав человека, связанные с волокитой, утратой и несвоевременной выдачей документов в судах, а также затягиванием исполнения судебных решений.

К Омбудсману могут обратиться граждане Азербайджанской Республики, иностранцы и лица без гражданства, юридические лица, чьи проблемы связаны с нарушением прав человека. С согласия лица, права человека которого нарушены, жалобу могут подавать третьи лица, в том числе неправительственные организации. При отсутствии возможности получить согласие лица, права человека которого нарушены (в случае кончины данного лица, утраты им трудоспособности и пр.), третьи лица или неправительственные организации могут подать жалобу и без получения согласия.

Запомните, что жалоба может быть подана в течение года со дня нарушения прав заявителя или с того дня, когда ему стало известно об этом.

В жалобе, связанной с нарушением прав человека, должны быть указаны фамилия, имя, отчество, адрес заявителя, а также суть решения или действия (бездействия), нарушившего права заявителя, место, время составления жалобы и поставлена подпись заявителя. При наличии связанных с жалобой других материалов или вынесенного судом решения они могут быть приложены к жалобе. В случае, если в жалобе не указаны фамилия, имя, отчество, адрес заявителя, обращение считается анонимным, и данные жалобы обычно не рассматриваются. Исключение составляют случаи, когда указанные в анонимной жалобе обстоятельства подтверждаются достаточно вескими и обоснованными фактами.

Жалобы от заключенных должны быть направлены уполномоченному в течение 24 часов без прохождения цензуры. При устной подаче жалобы работник аппарата уполномоченного вносит содержание жалобы в специальный бланк, и заявитель подписывает данный лист. По просьбе заявителя уполномоченный должен хранить сведения о нем в тайне.

Итак, жалобы, просроченные больше года, не входящие в компетенцию уполномоченного, повторные (без новых фактов), или на действия, по которым идет судебное разбирательство, шансов на принятие не имеют вообще. Анонимные – почти не имеют.

Неправительственные организации (НПО), в частности, правозащитные, могут оказать существенную помощь на различных этапах дела – от задержания до отбывания наказания.

Но, как и в случае с Омбудсманом, не требуйте от них слишком многого. Прежде всего, запомните, что за время независимости появилась специализация правозащитников. Уже все не занимаются всем, как 10 лет назад. Один занимается правами женщин, другие – правами журналистов, трудовыми правами, кто-то работает по мониторингу тюрем, а другой занимается судами, а кто-то готовит жалобы в Европейский Суд по Правам Человека. Так что, если Вам объяснят, что Вы обратились не по адресу, не возмущайтесь, требуя, чтобы организация, занимающаяся защитой прав детей-сирот, повлияла на следствие по делу Вашего 50-летнего мужа. Но поинтересуйтесь, куда Вам в таком случае надо обратиться. Обычно правозащитники в курсе деятельности друг друга, и могут помочь с получением нужных Вам контактов.

Некоторые из НПО держат в штате юристов, которые дают юридические консультации и даже участвуют в процессах (в основном, не уголовных, а гражданских). Работа юристов при этом бесплатная для клиентов, т.к. они получают зарплату от НПО в рамках тех или иных проектов, поддерживаемых иностранными спонсорами (фондами). Если кто-то из них попросит от Вас денег за свои услуги, знайте, что Вы явно попали не по адресу, т.к. НПО либо не контролирует своего сотрудника, либо является не совсем некоммерческой (в нарушение закона).

Основная же польза от НПО – получение тех консультаций, которые Вы не можете получить в обычной юридической консультации или от адвоката. Обычно, если адвокат – мастер по жалобам «по вертикали», то НПО оказывает (или помогает оказывать) давление «по горизонтали». Например, по стратегии защиты интересов в случаях «заказного» дела – как разбить круговую поруку, предать тайные грехи следствия гласности, сообщить о пытках. НПО поможет послать жалобы международным организациям, или даже само обратится к ним, в ряде случаев даже может состыковать родственников жертвы произвола с представителями этих организаций, иностранными дипломатами и т.п. Некоторые НПО в рамках возможностей посещают тюрьмы, могут встретиться с самим заключенным, дать ему полезный совет. Часто полезными являются и запросы со стороны НПО чиновникам по тем же вопросам, которые поднимаете и Вы. Иногда бывает полезной даже такая мелочь, как копия какого-то необходимого закона.

Список контактов некоторых полезных НПО Азербайджана дан в приложении к этой книге.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *