0

Куда жаловаться на завуча школы

В каких случаях и как именно пожаловаться на учителя, унижающего достоинство ученика: 4 шага

Иной раз удивительно, как неэффективно используют родители свое право пожаловаться на учителя.

Основной поток жалоб на учителей — следствие финансовых недоразумений (приехал музей — с детей собрали деньги на билеты, но ничего не показали, только рассказывали), личных конфликтов (преподаватель не ищет общего языка с моим ребенком), неоправданных ожиданий на оценку (моей дочери ставят «восемь», а почему?).

То есть таких вопросов, которые разумнее всего решать в личной конструктивной беседе, а не в ходе масштабного расследования с использованием бронебойной техники.

Зато катастрофические поступки учителя, напрямую влияющие на личное развитие и душевное самочувствие учеников, почему-то зачастую попадают в разряд «давайте потерпим, нам же у нее еще экзамены сдавать».

Учитель не имеет права обсуждать с детьми личности и поступки взрослых, лично знакомых участникам обсуждения, людей

Поведение педагога на уроке и вне его в стенах школы на самом деле регулируется целым рядом документов: это и Кодекс об образовании, и рекомендации ЮНЕСКО «О положении учителей», и существующие во многих странах «профессиональные стандарты педагога». Общие требования этих документов логичны и понятны:

  • педагог должен проявлять корректность, выдержку, такт и внимательность в обращении с участниками образовательных отношений, уважать их честь и достоинство, быть доступным для общения, открытым и доброжелательным;
  • учителю рекомендуется соблюдать культуру речи, не допускать использования в присутствии всех участников образовательных отношений грубости, оскорбительных выражений или реплик;
  • внешний вид педагогического работника при выполнении им трудовых обязанностей должен способствовать уважительному отношению к педагогическим работникам и организациям, осуществляющим образовательную деятельность, соответствовать общепринятому деловому стилю, который отличают официальность, сдержанность, аккуратность.

Но жизнь класса и школы настолько шире и глубже документа, что урегулировать ее любыми перечнями прав и обязанностей практически невозможно. Впрочем, понимать недопустимость некоторых поступков можно и без инструкций.

Катастрофические поступки учителя, влияющие на личное развитие и душевное самочувствие учеников, почему-то зачастую попадают в разряд «давайте потерпим»

Тройку неприемлемых поступков педагога возглавляет любое неформальное, не включенное в образовательный процесс отношение педагога с учеником, который не закончил школу. Совместное распитие спиртных напитков, игра в карты, заигрывание и ухаживание, тем более — интимные отношения в паре «учитель-ученик» должны быть под запретом.

Многие взрослые люди часто с восхищением вспоминают, как здорово было выпить с любимым учителем в походе или на экскурсии, есть примеры счастливых семей, созданных учениками и учителями — несмотря на это, подобные отношения всегда и во все времена должны быть запрещены. После выпускного — все может быть, но не до.

Психолог Яна Филимонова объясняет:

«Симпатию и привлекательность в глазах тех, кто от него зависит, чаще всего обеспечивает не сам человек своими прекрасными качествами, а его привилегированная роль. К учителю в классе приковано внимание, он обладает властью, авторитетом, он намного старше и опытнее, в конце концов. Его позицию по отношению к ученицам и ученикам, даже достигшим возраста сексуального согласия, никак нельзя назвать равной.

Возраст согласия установлен для того, чтобы отмерять, с какого момента человек становится достаточно взрослым для осознанного вступления в интимные отношения. В случае соблазнения педагогом своих учеников об осознанности не может идти речи: это самое настоящее злоупотребление служебным положением.

Даже если силового принуждения не было и подросток озвучил согласие на секс. Даже если было то, что формально можно было бы назвать «романом». У учителя и ученицы никакого романа быть не может».

Совместное распитие спиртных напитков, игра в карты, заигрывание и ухаживание, тем более — интимные отношения в паре «учитель-ученик» должны быть под запретом

На втором месте — любое унижение достоинства ученика, даже если оно как будто бы оправдано ситуацией в классе. Любые обзывательства, уничижительные шутки, намеки и прямые указания на внешность, национальность, семейное положение, прогнозы вроде «будешь дворником» — категорически недопустимы.

Опять же: среди бывших школьников мы найдем немало тех, кто вспомнит оскорбительные шутки любимого учителя со смехом и снисхождением, мол, так нам и надо было — но гораздо больше тех, кого подобные вещи раз и навсегда ранили и травмировали. Просто как раз раненые об этом вслух не вспоминают.

Юридический портал «Школа и право» рекомендует такой порядок действий в этом случае:

«Шаг первый. Если учитель готов к диалогу, может помочь личный разговор. Можно объяснить учителю, что ваш ребенок не привык к крику и вы считаете что подобные меры воздействия недопустимыми.

Шаг второй. Написать обращение на имя директора школы (оно может быть как индивидуальным так и коллективным), перечислить факты и обстоятельства, которые нарушают права учащихся на уважение чести и достоинства и просить принять меры воздействия по отношению к учителю, либо привлечь к дисциплинарной ответственности.

Шаг третий. Направить заявление в Комиссию по урегулированию конфликтов. Такая комиссия должна собираться в каждой школе и рассматривать поступившие обращения. Обращение может быть направлено как от имени учащихся, так и от имени родителей. В состав комиссии в обязательном порядке должны входить родители.

Шаг четвертый. Обращение в суд, прокуратуру, полицию, инспекцию по контролю за образованием может последовать как после проведения дисциплинарного разбирательства, так и в тех случаях, когда дисциплинарное разбирательство не проводилось или в ходе этого разбирательства, не были установлены, описанное Вами поведение педагога».

Среди бывших школьников мы найдем немало тех, кого оскорбительные шутки любимого учителя раз и навсегда ранили и травмировали

На третьем — оскорбительные отзывы учителя о любом взрослом в присутствии детей. О директоре, любом другом учителе, любом родителе, конкретно или обобщая, даже в тех случаях, когда действительно есть за что критиковать или резко отзываться — но учитель не имеет права обсуждать с детьми личности и поступки взрослых, лично знакомых участникам обсуждения, людей.

Оставлять такие разговоры без реакции нельзя — и если учитель не отреагирует на ваше замечание ему в личном разговоре, вопрос нужно выносить на рассмотрение вышестоящей инстанции.

Вот это — на самом деле опасные ситуации, требующие вмешательства в образовательный процесс. Странно, но такие проступки учителей остаются незамеченными гораздо чаще, чем, например, приезд музея с входными билетами, за которые нужно заплатить.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.