0

Некачественная услуга

Некачественная услуга

адвокат Минской областной

текст по состоянию на 06 октября 2016 г.

Говоря об услугах, можно условно подразумевать как оказание услуг различными организациями и индивидуальными предпринимателями потребителям, так и непотребительское оказание услуг, в частности, оказание услуг друг другу субъектами хозяйствования.

К потребительским услугам могут относиться медицинские, риэлтерские, ветеринарные, туристические услуги, услуги, которые носят бытовой характер (например, обслуживание в парикмахерских и т.д.)

Аудиторские, бухгалтерские, консультационные услуги чаще не имеют отношение к потребительским, так как в своем большинстве оказываются в связи с осуществлением хозяйственной деятельности, а не в личных целях. В данной статье речь пойдет о непотребительских услугах.

В любом случае, услуга – это деятельность, результат которой не имеет материального выражения, т.е. ценность услуги заключается не в результате (нет конкретного материально продукта, появляющегося в результате оказания услуги), а в самом процессе оказания услуги.

В отличие от четко регламентированного понятия услуги, в законодательстве Республики Беларусь понятие такого явления, как некачественная услуга, отсутствует. Это объясняется тем, что характер услуг, и соответственно, требования, предъявляемые к качеству, различны в каждом конкретном случае.

Тем не менее, при разрешении споров как на досудебной инстанции, так и в суде, определить, что же такое некачественная услуга, необходимо. Как это сделать?

Услуга и условия ее оказания, способ оплаты услуги, при осуществлении коммерческой деятельности регулируется не только актами законодательства, но и договором возмездного оказания услуг, который стороны должны заключить между собой. Именно таким договором и надлежит определить характер и способ оказываемой услуги. Так, услуга может заключаться в исполнении определенного набора действий в течение определенного срока. Примером тому может служить оказание бухгалтерских услуг в течение 1 года. В этой связи некачественно оказанная услуга может быть констатирована в том случае, если бухгалтерский учет велся ненадлежащим образом, в нем допущены ошибки, а также, если такой учет велся меньше установленного договором срока.

Некачественная услуга также может выражаться в существенном отступлении от договора. Как пример можно привести оказание консультационных услуг. Так, при заключении договора на оказание консультационных услуг, необходимо четко определять вопросы, по которым производится консультирование. В том случае, если консультационные услуги проведены не по всем вопросам, указанным в договоре, или по вопросам, отличным от тех, которые указаны в договоре, может быть констатирована некачественно оказанная услуга.

Споры о таком явлении, как некачественно оказанная услуга (вне зависимости от того, досудебные ли это споры, или они проходят уже в суде), сводятся к тому, чтобы совершить одно из следующих действий:

– безвозмездное устранение недостатков услуги в разумный срок,

– соразмерное уменьшение цены за некачественную услугу,

– возмещение потерпевшей стороной (заказчиком) своих расходов на устранение недостатков некачественно оказанной услуги.

Выбор одного из этих действий оставлен законодательством Республики Беларусь за заказчиком. Тем не менее, не стоит думать, что заказчик в данном споре всегда в выигрыше. Так, практике известно множество случаев, когда иски, заявленные заказчиками услуг с требованием о компенсации расходов на устранение недостатков, были отклонены судом. Это было вызвано невниманием к надлежащему оформлению оказания услуг в момент действия договора, ненадлежащее проведенной досудебной стадией процесса, а также недостаточной подготовкой доказательств в суде.

Каждый этап оказания услуг, либо каждый период оказания услуг (месяц в календарном году), должен быть оформлен актом оказанных услуг. Подписывая акт оказанных услуг, заказчик удостоверяет надлежащее оказание услуг за определенный этап или в определенном календарном периоде. Если же имеет место некачественная услуга, заказчик вправе не подписывать акт, либо подписать акт с указанием на недостаток услуги или оговорить в акте возможность последующего предъявления требований об устранении недостатка услуги. В том случае, если явные недостатки не будут оговорены, заказчик теряет право ссылаться на них. Что касается неявных недостатков (т.е. тех, которые не могли быть установлены в момент приемки услуг), то при их обнаружении заказчик должен известить о них исполнителя. Как правило, при этом назначается экспертиза.

Тем не менее, для констатации такого явления, как некачественно оказанная услуга, в суде, одного лишь факта неподписания акта оказанных услуг недостаточно. Заказчик должен подтвердить направление требований об устранении некачественно оказанной услуги исполнителю. В том случае, если заказчик не предъявит требований об устранении некачественно оказанной услуги исполнителю в досудебном порядке, суд может признать исковые требования заказчика необоснованными. Кроме того, до тех пор, пока не будет пройдена досудебная, т.е. претензионная стадия, иск не будет рассмотрен по существу.

В отношении такого явления, как некачественно оказанная услуга, заказчиками чаще всего предъявляются требования о возмещении их расходов на устранение недостатков. При этом необходимо отметить, что по данной категории требований суды особенно часто проверяют наличие причинно следственной связи между некачественным предоставлением услуг и возникновением понесенных расходов. Иными словами, доказыванию подлежит:

некачественное предоставление услуг

– сам факт несения расходов, сумма данных расходов

– необходимость несения расходов именно в связи с устранением некачественной услуги.

Так как в суде каждая сторона сама доказывает те факты, на которые ссылается, бремя доказывания вышеназванных пунктов лежит на заказчике (истце).

Не только заказчики заявляют требования в досудебном порядке и в суде в связи с таким явлением, как некачественная услуга. Практике известны случаи, когда сам заказчик услуги не оплачивает услугу в полном объеме. В этом случае, требование о взыскании основного долга и процентов за просрочку исполнения обязательств предъявляет исполнитель услуги. Как правило, заказчики по такой категории дел аргументируют неуплату исполнителю тем, что услуга оказана ненадлежащим образом. Такие исковые требования также далеко не всегда признаются судами обоснованными. В том случае, если судом будет установлено, что исполнитель надлежащим образом оказал услугу, требования заказчика будут отклонены судом.

Остались какие-либо вопросы? Нужен адвокат в Минске? Звоните сейчас!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *