0

НКО грозят внеплановые проверки в случае жалоб от граждан

НКО грозят внеплановые проверки в случае жалоб от граждан

Министерство юстиции разработало и разместило на своём сайте проект федерального закона «О внесении изменений в статью 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», где говорится о том, что некоммерческие организации (в том числе получившие статус иностранного агента) будут проверять в случае жалоб на них в СМИ или от простых граждан.

В документе, опубликованном на сайте Минюста 28 января, приводится перечень причин, по которым НКО будут грозить внеплановые проверки. А именно: истечение срока устранения нарушения, обнаруженного проверяющими ранее, информация от органов власти о нарушении НКО законодательства, наличие обращения со стороны СМИ или граждан о признаках экстремизма в деятельности организации, приказ главы уполномоченного органа о проверке, изданный по распоряжению президента РФ, правительства РФ или прокурора.

Ранее эти правила касались только НКО-иностранных агентов. В случае принятия этих поправок регулироваться таким образом будет деятельность всех некоммерческих организаций.

В пояснительной записке к документу указано, что согласно действующему законодательству «внеплановая проверка некоммерческой организации, не являющейся выполняющей функции иностранного агента, может быть проведена по единственному основанию – в случае поступления в уполномоченный орган представления избирательной комиссии о проведении проверки», что лишает уполномоченный орган «возможности своевременного реагирования на поступление сведений о наличии нарушений некоммерческими организациями законодательства Российской Федерации».

Напомним, 20 ноября вступил в силу закон об НКО, обязывающий некоторые некоммерческие организации регистрироваться в качестве иностранных агентов.

Хотелось бы отметить ещё один любопытный момент, поясняющий, возможно, зачем может пригодиться такая унификация подхода к работе с некоммерческими организациями: с начала работы нового закона об НКО в реестр иностранных агентов (он доступен на сайте Минюста в разделе «Деятельность в сфере НКО») не было внесено ни одной записи. Как пояснил глава Минюста РФ Александр Коновалов, первые результаты нового закона можно будет увидеть не раньше, чем через год-два:

— Мы ждем информацию. Это должно происходить нормативно-явочно – декларирование своего статуса. Насколько я знаю, меня не информировали, что кого-то зарегистрировали.

Так что пока пусть деятельность всех без исключения НКО будет максимально прозрачной.

Леонид Поляков, политолог, профессор, доктор философских наук, член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека прокомментировал «Однако» эту законодательную инициативу так:

— Эта идея о проведении проверок по сообщениям граждан и СМИ смотрится всё более логично в последнее время. Часть НКО, как выясняется, не очень ясно представляет цель и характер своей деятельности, и может подпасть под действие тех или иных запретительных законов. Поэтому, если некие граждане считают, что деятельность той или иной некоммерческой организации выходит за рамки закона или приносит прямой ущерб лично им или тем интересам, которые они представляют и защищают, то должна быть законом отрегулирована процедура реагирования.

Пустить же всё на самотёк: слишком бурно реагировать на жалобы или не реагировать на них, а потом выяснить, что это не НКО, а какая-то организация, ведущая свою деятельность за пределами закона – тоже неверно. Понятно, что на все случаи не придумаешь законов, но практика, которая сейчас применяется – очень живая, активная и яркая. Она предоставляет законодателям возможность проявить свои таланты.

Я вообще-то минималист и полагаю, что принцип «разрешено всё, что не запрещено» — самый лучший. Но это хорошо в теории, а в конкретной государственной и политической практике всё всегда должно быть чётко, ясно и на пользу всем. Так что, мне кажется, если выбирать между двумя сторонами – минимализма и зарегулированности всего и вся – то выбирать надо золотую середину, что и пытается делать наш современный законодатель.

Практика подсказывает и явно указывает, что есть случаи, как, скажем, с законом «О защите чувств верующих». Получили прецедент в храме Христа-Спасителя, и теперь вместе с помощью общественности, в том числе и нашего Совета, как-то надо найти взаимопонимание и законодательное решение, а это очень непросто даётся. Так и в случае с НКО. С одной стороны, нельзя не реагировать на жалобы граждан и сообщения СМИ о том, что та или иная НКО выходит за рамки, очерченные законом. С другой стороны, и сами НКО необходимо защитить от произвола, который может возникать, если их будут дёргать по любому стуку. Законное регулирование общественной деятельности – это вполне своевременная вещь. Это, конечно, без фанатизма должно делаться, но потребность в этом сегодня есть.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.