0

Образование или ответ на вопрос «где учить ребенка? »

Образование
или ответ на вопрос «где учить ребенка?»

Информационно-поисковый портал для родителей.

Конфликт с учителем в школе. Куда пожаловаться?

Эта статья поможет Вам найти ответы на следующие вопросы:

  • какими правами обладают ученик и его родители;
  • какими правами обладает учитель;
  • как оцениваются знания ученика в школе;
  • кто устанавливает критерии оценки знаний ученика;
  • куда пожаловаться на учителя, на директора школы;
  • как защитить ребенка от произвола учителя;
  • какие оценки имеет право ставить учитель в начальной школе (1, 2, 3 и 4 классы);
  • можно ли ставить двойки за знания и/или за поведение?

Зачастую очень сложно разобраться в объективности претензий, которые педагоги высказывают детям. Именно детям! За юридической помощью в школьных конфликтах обращаются родители, которые считают, что учитель умышленно и чрезмерно притесняет их ребенка. Проблема осложняется тем, что преподаватель не обсуждает сложную ситуацию с мамой и папой, а направляет всю мощь своего авторитета напрямую на ученика: «недостатки» его личности обсуждаются с одноклассниками, ребенка могут отсадить в столовой за отдельный стол и оставить завтракать в одиночестве на глазах у всех. Разумеется, отношение учителя сказывается на оценках и в дневнике появляются двойки. Понимая, что у ребенка назревают неприятности в школе, родители задаются вопросом: «А можно ли ставить такие оценки ученикам младших классов? Каковы критерии оценки знаний?» Что делать родителю в таком случае? Каковы должны быть его действия?

При возникновении спорных ситуаций с учителем, мы рекомендуем обязательно обратиться к профессиональному адвокату, который может разъяснить, на какие письма и методики стоит ссылаться, куда обращаться с соответствующими жалобами, на что имеют право участники школьного конфликта.

К сожалению, перечень нормативных актов, которые регламентируют работу учителя, и критерии оценки знаний ученика очень невелик и четких параметров нет: все отдается на усмотрение учителя и конкретной школы. Параметры утверждаются школьным советом и фиксируются в соответствующем внутришкольном регламенте.

В настоящей статье приведены типичные примеры профессиональных ошибок педагога, а также рассмотрены соответствующие нормативные акты и перечень организаций, в которые следует обратиться с жалобой на учителя.

В первую очередь вызывает тревогу проверка преподавателем тетрадей ученика. Подробный анализ позволяет сделать вывод, что учитель в основном оценивает не знание, а ведение тетради: все страницы исчерчены красной ручкой, везде проставлены восклицательные знаки, подчеркивания и прочие необъяснимые символы. При этом в разделе 4 Письма Министерства общего и профессионального образования РФ от 19.11.98 г. № 1561/14-15 даны рекомендации по оценке «за общее впечатление от письменной работы». Сущность такой оценки состоит в определении отношения учителя к внешнему виду работы (аккуратность, эстетическая привлекательность, чистота и др.). Эта отметка ставится как дополнительная. Таким образом, в тетрадь (и в дневник) учителю рекомендовано выставлять две отметки: за правильность выполнения учебной задачи (отметка в числителе) и за общее впечатление от работы (отметка в знаменателе), например 5/3.

Имеется 4 основных параметра знаний ученика:

• качество усвоения предметных знаний-умений-навыков, их соответствие требованиям государственного стандарта начального образования;

• степень сформированности учебной деятельности младшего школьника (коммуникативной, читательской, трудовой, художественной);

• степень развития основных качеств умственной деятельности (умения наблюдать, анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, связно излагать мысли, творчески решать учебную задачу и др.);

• уровень развития познавательной активности, интересов и отношения к учебной деятельности;

• степень прилежания и старания

– из них только первый параметр оценивается отметкой за результат обучения, остальные – словесными суждениями (характеристиками ученика).

Однако недовольный учитель не придает значения правильности выполнения работ, не анализирует, не видит и не отмечает прогресс, который достигает ребенок в сложных для него темах. Такой подход формирует у школьника убеждение в том, что оценка – проявление отношения учителя не к его деятельности, а к нему самому.

В связи с этим у ребенка может резко снизиться самооценка, он перестанет стремиться к улучшению своих знаний, так как будет считать это бессмысленным: ведь преподаватель все равно обращает внимание только на аккуратность заполнения тетради и дневника.

Одновременно с этим педагог может постоянно вносить в дневник записи о поведении ученика, выставляя оценку «2». Например, могут быть выставлены двойки «за плохое поведение в столовой», «за плохое поведение на перемене». За неделю может быть сделано несколько подобных письменных замечаний. Таки образом, учитель применяет педагогически нецелесообразные методы воздействия на ученика, карая его за любой проступок красной записью в дневнике.

Любой здравомыслящий человек понимает, что активный ребенок не сможет спокойно усидеть на одном месте после 45-минутного урока. Для того, чтобы сосредоточиться на следующем занятии, ему нужны смена обстановки, общение со сверстниками, короткая игровая передышка.

Школьная перемена – это эмоциональная и физическая разрядка для ребенка после урока, во время которой дети, особенно ученики начальной школы, активно проводят время. Общеизвестный факт, что до 10 лет самый лучший отдых для детей – это подвижные игры. Учитывая изложенное, выставление оценки или внесение в дневник письменного замечания о плохом поведении ребенка на перемене недопустимо.

Психофизические особенности учеников младших классов рассмотрены в Приложении к письму Минобразования России от 25 сентября 2000 г. N 2021/11-13 (1). В данном письме уделено особое внимание переменам и сказано, что Продолжительность перемен между уроками – не менее 10 минут, большой перемены после второго урока – не менее 20 минут. В это время организуется завтрак в помещении школьной столовой или буфета. Более того, рекомендуется обязательное проведением двух физкультминуток в течение урока по 1,5 – 2 минуты каждая (2) .

Учитель не имеет право ставить двойки или иные отрицательные отметки за поведение в начальной школе.

Как сказано в Письме Министерства общего и профессионального образования РФ от 19.11.98 г. № 1561/14-15, оценка – это констатация качества усвоения учащимися учебного материала, а не его поведения.

Неправильно организованный контроль и оценка повышают у школьников уровень тревожности и страх перед школой, являются препятствием для ориентирования на самостоятельность, активность и самоконтроль.

В таких ситуациях родители обоснованно опасаются, что неправомерно выставляемые оценки могут безвозвратно нарушить контакт ребенка со взрослыми и сверстниками, а также может быть подавлено ощущение успеха и эмоционального благополучия. Такие последствия прямо противоречат одному из главных законов педагогики начального обучения: «Младший школьник должен учиться на успехе».

Кроме незаконного выставления двоек, учитель может применять и другие – жестокие методы невербального отторжения ребенка от всего коллектива. Это может привести к тому, что ученик начнет чувствовать себя изгоем.

Опасность таких приемов заключается в их эмоциональной стороне: став жертвой безмолвного воздействия, ребенок вряд ли сможет проанализировать и объяснить причину своего подавленного состояния. Например, учитель может отвернуться от разговаривающего с ним ученика и таким образом выразить пренебрежение к нему.

Более жесткие методы были применены учителем одной их московских школ.

Так, преподаватель посчитала, что мальчик плохо ведет себя в столовой и запретила ему сидеть со всеми детьми за одним столом. За завтраком и обедом ребенок сидел один на глазах у всех посетителей столовой.

То же самое происходило и на уроках: ребенок отсажен за отдельную парту. На вопрос мальчика «А почему я сижу один?», учитель предложила поднять руку тем детям, с кем не спорил Коля (имя изменено). Такие действия педагога мгновенно продемонстрировали классу отрицательное отношение учителя к конкретному ученику.

Негативное влияние педагога на ребенка иллюстрируется и следующим примером: в классе установлен кулер с питьевой водой для детей. На перемене можно пить воду с согласия учителя, но периодически преподаватель позволяла попить одному ребенку, одновременно запрещая делать это неполюбившемуся ученику. Так, в конце перемены педагог разрешила попить однокласснице мальчика, а ему запретила, пояснив, что девочка спокойно сидела на перемене и занималась делом, а он в это время бегал. Ребенок сказал, что он уже сделал то задание, однако попить ему не разрешили. Так, лишая ребенка воды, учитель при всех наказала его за беготню на перемене.

Кроме того, педагог регулярно позволяла себе критические высказывания в адрес матери мальчика. Такие действия разрушали родительский авторитет перед ребенком.

Негласное, но явное проявление неприязни преподавателем противоречит педагогической этике и опасно для обучающегося, так как не учитывает возрастные потребности и индивидуальные особенности школьника, что в свою очередь влечет за собой психологическую и эмоциональную перегрузку ребенка.

Противопоставление ученика всем одноклассникам создает нездоровый эмоциональный климат в классе. При этом ребенок чувствует себя оскорбленным.

Рассмотренные незаконные действия учителя могут привести к следующим отрицательным последствиям:

• Действия учителя могут резко снизить его авторитет. Своим отношением педагог настраивает ребенка против себя, впоследствии все требования учителя воспринимаются негативно;

• У ребенка может пропасть активное отношение к учебе, желание посещать школу;

• Если учитель не учитывает индивидуальные особенности ученика, то это может привести к нервному срыву у ребенка.

Необходимо учитывать, что для учеников начальной школы существенно важно доброе, позитивное отношение к нему учителя, которое не должно зависеть от реальных успехов ребенка. Запрещено создавать конфликт между беззащитным ребенком и обществом.

Многие родители опасаются, что если они вступят на конфликтный путь, то обрекут своего ребенка на еще больший прессинг со стороны педагога, и его очень быстро придется переводить в другую школу. А тем более, в младших классах ребенок особенно уязвим.

Однако, в практике наших адвокатов такие споры разрешаются в пользу ребенка. Например, одна семья обратилась к нам за юридической помощью в ситуации, которую мы описывали выше. Адвокат составил жалобу на действия учителя, которую родители направили во все возможные инстанции: в школу, окружное управление образования, Департамент образования г. Москвы, службу лицензирования и аттестации работников образования и образовательных учреждений, а также в Министерство образования и науки РФ. В результате в окружном Управлении образования была создана комиссия по проверке поступившей жалобы. Специалисты управления пригласили родителей на общую беседу с учителем и директором школы. В ходе встречи в присутствии представителей управления директор прислушалась к жалобе родителей и встала на их сторону. Учитель отсутствовала по причине болезни. Результатом проверки стало дисциплинарное взыскание в отношении преподавателя, а мальчика перевели в параллельный класс, где он блестяще окончил второй класс и с нетерпением ждал встречи с новой учительницей в следующем учебном году.

Если Вы оказались втянутыми в конфликт с педагогом и намерены обратиться с жалобой, советуем не только описать все нарушения со стороны учителя, но и побудить проверяющих к активным действиям.

Ниже представлен перечень рекомендуемых вопросов и требований, которые следует отразить в письме в вышестоящие инстанции:

1. Имеет ли право преподаватель выставлять в дневник оценки ученику 2-го класса за поведение на уроках/на перемене/в столовой.

2. Какими основными и/или локальными нормативными актами руководствуется преподаватель, выставляя оценки за поведение, оговоренные в п.1.

3. С какой периодичностью должны быть сделаны записи в дневнике ученика 2-го класса в отношении его поведения (каждый день, каждый урок, раз в неделю, никогда).

4. Каковы критерии оценки знаний учеников 2-го класса приняты и утверждены в конкретной школе ( с просьбой выслать заверенную копию).

5. Должны ли преподаватели начальных классов проходить курсы повышения квалификации в обязательном порядке? Если да, то с какой регулярностью.

6. Проходила ли курсы повышения квалификации преподаватель ФИО учителя? Когда в последний раз? Соответствует ли образование данного педагога занимаемой должности?

7. Является ли учет индивидуальных особенностей ребенка обязательным параметром при обучении детей во втором классе? Обязательно ли соблюдение принципа индивидуализации в образовательном процессе.

8. Прошу провести проверку педагогической деятельности ФИО учителя. При проверке прошу сообщить, какие меры, кроме карательных, были предприняты вышеуказанным педагогом в отношении ученика ФИО вашего ребенка.

9. О результатах проверки прошу сообщить письмом в мой адрес.

10. Прошу сообщить, какие меры могут быть предприняты родителями совместно с преподавателем для улучшения состояния ребенка, повышения его взаимодействия с педагогом и восстановления позитивного отношения к школе.

Этот вопрос будет символизировать, что Вы не просто слепо и безосновательно недовольны учителем, а наоборот, готовы работать с ним ради сохранения спокойствия и успеваемости ребенка.

ДОПОЛНЕНИЯ К ВОПРОСАМ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ АДРЕСАТА.

В школу: Во избежание конфликтных ситуаций прошу вести переписку по почте, не вовлекая в данный процесс моего ребенка, в дневник записей о вызове родителей в школу не делать! При назначении времени визита родителей, прошу учитывать наш рабочий график и назначить встречу не позднее 9 час.00 мин. или не ранее 17 час.00 мин.

В окружное управление образования – Прошу назначить комиссию для урегулирования возникшего конфликта.

В службу лицензирования и аттестации – провести проверку наличия локальных нормативных актов в СОШ № ___, необходимых для реализации учебного процесса и их соответствия образовательным нормативам.

Школьные конфликты могут привести к рациональной дискуссии, на которой будет найден ответ на следующие вопросы:

• Правы ли родители в своих претензиях? Может быть, стоит прислушаться к мнению учителя?

• Как учитель может влиять на «сложного» ученика? Плюсы и минусы такого влияния (например, развитие дисциплины или личных комплексов).

• Правильно ли то, что нет четких критериев оценки знаний? С одной стороны есть возможность учета индивидуальности каждого, с другой – допускается произвол учителя.

• Как быть родителям в спорной ситуации? Сказать ребенку: «Не обращай внимания», – нельзя, т.к. разрушается авторитет учителя.

Адвокаты нашего юридического агентства убеждены, что родителям безусловно следует прислушиваться к рекомендациям учителя относительно воспитания их ребенка, однако профессия педагога предполагает деликатный подход к участию в формировании личности каждого ученика. Для преподавателей разработаны различные методики и разъяснения, где четко говорится о том, что все дети имеют личные особенности, а задача учителя постепенно и корректно формировать объективную самооценку школьника. В начальной школе детям требуется постоянная положительная поддержка и одобрение.

Автор данной статьи считает своим долгом напомнить, что в описываемой ситуации возможно мирное решение проблемы. Полагаем, что такой исход спора оптимально подойдет для обеих сторон.

Юридическую консультацию по вопросам о защите прав ученика от незаконных действий учителя Вы можете получить на приеме адвоката, записавшись у секретаря по телефону 8 (495) 933-87-18.

С УВАЖЕНИЕМ,

АДВОКАТ ИГНАТОВА ЛИДИЯ ГЕННАДИЕВНА

(1) «ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ В ПЕРВОМ КЛАССЕ ЧЕТЫРЕХЛЕТНЕЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ»

(2) на 10-й и 20-й минутах урока (за исключением уроков физкультуры, ритмики и т.п.).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *