0

Пенсионное обеспечение

Минский городской исполнительный комитет
220030, Минск, проспект Независимости 8

  • Власть
    • Республиканские государственные органы
      • Комитет государственного контроля Республики Беларусь
      • Управление КГБ по г.Минску и Минской области
      • Прокуратура города Минска
      • Управление Следственного комитета Республики Беларусь по г. Минску
      • Инспекции МНС Республики Беларусь по городу Минску
      • Минское городское управление МЧС
      • Минский городской комитет природных ресурсов
        и охраны окружающей среды
      • Минское городское агентство по государственной регистрации
      • Минский городской центр гигиены и эпидемиологии
      • Главное статистическое управление города Минска
      • Минское городское управление по надзору
        за рациональным использованием ТЭР
      • Минское городское управление Фонда социальной защиты
      • Представительство Республиканского центра по оздоровлению
        и санаторно-курортному лечению населения
      • Управление Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь по г.Минску
    • ПРЕДСТАВИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ
    • Мингорсовет депутатов
    • Депутаты Палаты представителей от г. Минска
    • Члены Совета Республики Национального собрания от г. Минска
    • ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ
    • Мингорисполком
    • Руководство Мингорисполкома
    • Структурные подразделения Мингорисполкома
      • Комитеты
      • Управления
      • Главное управление внутренних дел
    • Администрации районов г. Минска
      • Заводской район
      • Ленинский район
      • Московский район
      • Октябрьский район
      • Партизанский район
      • Первомайский район
      • Советский район
      • Фрунзенский район
      • Центральный район
    • СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ
    • Минский городской суд
    • Экономический суд города Минска
    • ПРЕДПРИЯТИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ
    • Предприятия и организации
  • Администрации районов Минска
    • Заводской район
    • Ленинский район
    • Московский район
    • Октябрьский район
    • Партизанский район
    • Первомайский район
    • Советский район
    • Фрунзенский район
    • Центральный район
  • О Минске
    • Устав города
    • Символика
    • История города
    • Руководители города с 1879 года
    • Общие сведения
    • Почетные граждане
    • Минчане года
    • Города-побратимы
    • Знаменательные даты
    • Фотогалерея
    • Видеоролик о г.Минске
    • Экскурсионный путеводитель
  • Одно окно
    • «Одно окно» Мингорисполком
    • «Одно окно» Заводской район
    • «Одно окно» Ленинский район
    • «Одно окно» Московский район
    • «Одно окно» Октябрьский район
    • «Одно окно» Партизанский район
    • «Одно окно» Первомайский район
    • «Одно окно» Советский район
    • «Одно окно» Фрунзенский район
    • «Одно окно» Центральный район
  • Обращения
    • Форумы
    • Электронные обращения
    • Запись на прием к главам администраций районов г. Минск
    • Нормативные документы
    • График «прямых телефонных линий»
    • Графики приема граждан и юридических лиц
    • Ответы на электронные обращения, носящие массовый характер
  • Объявления
    • Конкурсы
    • Аукционы
    • Аренда помещений
    • Закупки
    • Все объявления
  • Поиск

Ответы специалистов комитета по труду, занятости и социальной защите
на наиболее часто задаваемые посетителями вопросы

  1. Необходимо ли собирать какие-либо справки в подтверждение стажа работы, если все сведения о работе имеются в трудовой книжке?

Основным документом, подтверждающим стаж работы, является трудовая книжка. Представлять дополнительные справки в отношении периодов работы, указанных в трудовой книжке, необходимо тогда, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения (например, указан не тот год приема на работу; в записи об увольнении отсутствует ссылка на дату и номер приказа; в дате о приеме (увольнении) допущены исправления, не заверенные в установленном порядке, и др.) или вовсе отсутствуют записи об отдельных периодах работы. В таких случаях в подтверждение периодов работы принимаются справки, выданные на основании приказов, лицевых счетов, ведомостей на выдачу заработной платы и иных документальных данных, содержащие сведения о периодах работах.

При этом следует иметь в виду, что периоды работы: с 1 июля 1998 г. до 1 января 2003 г. подтверждаются также справкой о периоде уплаты обязательных страховых взносов и о сумме заработной платы (дохода), из которой эти взносы уплачены, выдаваемой работодателем; после 1 января 2003 г. – на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета, которые выдаются органами Фонда социальной защиты населения по запросам органов по труду, занятости и социальной защите.
Что делать, если организация, в которой работал гражданин, в настоящее время ликвидирована и не представляется возможным истребовать какие-либо документы?

Справка о размере заработка за периоды работы до 1 января 2003 г., представляемая для исчисления пенсии, выдается работодателем на основании лицевых счетов и иных документов о начисленной и выплаченной заработной плате, а в случае прекращения деятельности работодателя – его правопреемником, архивом, органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, или организацией, в которой находятся на хранении бухгалтерские документы.

В случае отсутствия возможности получения гражданами надлежащих документов, подтверждающих размер начисленной и выплаченной им заработной платы (дохода), установление сведений о размере заработка, необходимых для назначения и перерасчета пенсии, может осуществляться в судебном порядке.

При этом суд вправе рассматривать: выписки из штатного расписания об окладе по соответствующей должности, вкладыш к трудовой книжке, учетные карточки членов партии, членов профсоюзов, партийные билеты, профсоюзные билеты, расчетные книжки (листки) и другие доказательства, в том числе показания свидетелей. По совокупности представленных документов суды могут устанавливать факт получения заработка за конкретный период и в определенном размере.

Вступившее в законную силу решение суда об установлении факта получения гражданином заработка в определенном размере за конкретный период (справка о заработке установленной формы, выданная работодателем на основании решения суда) принимается органами по труду, занятости и социальной защите в подтверждение заработка для исчисления пенсии.
Учитывается ли в трудовой стаж работа после назначения пенсии по возрасту и производится ли перерасчет индивидуального коэффициента заработка за этот период работы?

Статьей 51 Закона Республики Беларусь “О пенсионном обеспечении” предусмотрено, что для увеличения размера пенсии работа или иная деятельность, подлежащая зачету в трудовой стаж, после достижения пенсионером общеустановленного пенсионного возраста (мужчины – 60 лет, женщины – 55 лет), а также после назначения пенсии по возрасту или за выслугу лет, засчитывается в стаж, если пенсионер не получал пенсии за этот период.

Таким образом, если в период работы после назначения пенсии пенсионеру производилась ее выплата, законные основания для увеличения стажа работы и, соответственно, размера пенсии отсутствуют.

Перерасчет индивидуального коэффициента заработка с учетом заработной платы, имевшей место после назначения пенсии, законодательством не предусмотрен.
Как выплачивается пенсия в период работы?

Согласно статье 83 Закона Республики Беларусь “О пенсионном обеспечении” в период работы (в том числе по гражданско-правовым договорам) либо предпринимательской деятельности часть пенсии, исчисленная с учетом заработка свыше 130 процентов средней заработной платы работников в республике, применяемой для корректировки фактического заработка пенсионера, не выплачивается. Указанный порядок выплаты пенсии не применяется в отношении граждан, работающих непосредственно в производстве сельскохозяйственной продукции в колхозах, совхозах и других предприятиях сельского хозяйства.

Данный порядок выплаты пенсии является единым, применяется в случае работы пенсионера по трудовому, гражданско-правовому договору, на основе членства (участия) в юридических лицах либо осуществления им деятельности в качестве индивидуального предпринимателя и не зависит уровня получаемой работающим пенсионером заработной платы (дохода).

Размер ограничения пенсии зависит от величины индивидуального коэффициента заработка и у каждого работающего пенсионера он различный. Если индивидуальный коэффициент заработка пенсионера не превышает 130 процентов средней заработной платы работников, т.е. оценивается индивидуальным коэффициентом заработка 1,3, то размер пенсии, выплачиваемой в период работы, не изменится.
Куда следует обращаться за назначением пенсии?

Работающие граждане подают заявление о назначении пенсии через работодателя по месту последней работы. Работодатели обязаны осуществлять предварительную подготовку документов для назначения пенсий в течение года до приобретения работниками права на пенсию и при необходимости должны принимать меры по истребованию недостающих документов.

Неработающие граждане заявление о назначении трудовой пенсии подают непосредственно в управление социальной защиты по месту жительства. В данном случае документы, необходимые для назначения пенсии, собираются самими заявителями.

Согласно статье 2 Закона Республики Беларусь от 28 октября 2008 г. “Об основах административных процедур” действие этого Закона не распространяется на отношения, связанные с назначением пенсий. Вместе с тем органы по труду, занятости и социальной защите в случае необходимости оказывают гражданам содействие в получении необходимых документов.
Предусмотрена ли какая-либо ответственность работодателя за несвоевременное оформление и представление документов для назначения пенсии работнику? И в чем она заключается?

Статьей 76 Закона Республики Беларусь “О пенсионном обеспечении” на работодателя возложена обязанность своевременно оформлять документы о стаже работы, заработке и о результатах аттестации рабочих мест по условиям труда, необходимые для назначения пенсии, и своевременно представлять их в районные (городские) управления (отделы) по труду, занятости и социальной защите. На основании указанной статьи работодатели несут материальную ответственность перед пенсионером за ущерб, причиненный несвоевременным и неполным оформлением документов, необходимых для назначения и перерасчета пенсии, а также представлением документов, содержащих недостоверные сведения, в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь. Ущерб, причиненный работодателем, может быть возмещен им в добровольном порядке или взыскан с такого работодателя в судебном порядке.
Какими документами подтверждается период учебы? Включается ли в стаж учеба, если обучение не завершено?

Периоды обучения в дневной форме получения образования подтверждаются документом об образовании и (или) квалификации (диплом, свидетельство, аттестат, удостоверение), а также иными документами, выданными на основании архивных данных и содержащими сведения о периодах обучения.

Период обучения может быть подтвержден трудовой книжкой, в которой запись об учебе внесена на основании соответствующего документа с указанием его номера и даты выдачи. В случае, когда лица по каким-либо причинам не окончили полный курс обучения в учебном заведении и не имеют соответствующего документа об образовании, то время обучения подтверждается справкой о фактическом периоде обучения на дневной форме, выданной учебным заведением на основании приказов о зачислении и отчислении из числа учащихся.

Справку о фактическом периоде обучения на дневной форме получения образования должны будут представить и те, кто окончил учебное учреждение и имеет документ об образовании, но часть периода обучения приходилась на заочную или вечернюю формы обучения. В данном случае подлежит включению в стаж фактический период обучения в дневной форме, определенный на основании приказов о переводе на другую форму обучения.
Какими документами подтверждается период ухода за нетрудоспособными гражданами? Является ли обязательным условием для зачета в стаж работы лицу, осуществляющему уход, получение пособия по уходу?

Согласно статье 51 Закона Республики Беларусь “О пенсионном обеспечении” в стаж работы для назначения пенсии засчитывается период ухода за инвалидом 1 группы либо лицом, достигшим 80-летнего возраста, нуждающимся по заключению МРЭК или государственной организации здравоохранения в постоянном уходе, осуществляемого трудоспособным лицом.

Период ухода устанавливается комиссией по назначению пенсий по месту жительства лица, за которым осуществляется (осуществлялся) уход, на основании заявления лица, осуществляющего (осуществлявшего) уход.

При этом получение пособия по уходу за нетрудоспособным гражданином не является обязательным условием для включения периода ухода в стаж.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *