0

Проблемы частных автошкол глазами инструктора

Проблемы частных автошкол глазами инструктора

О проблемах частных автошкол мы пишем немало, но они никак не решаются. Неужели неискоренимы? Сегодня предлагаем взглянуть на ситуацию глазами мастера по вождению, десяток лет отработавшего в таких учреждениях.

Сергей Иванов говорит, что проблем вправду немало: «Сейчас я увольняюсь из одной минской автошколы. Устал объяснять семье, почему зарплату полгода не платят. Все, что я увидел, работая там, это хамство, вымогательство, шантаж и деньги мимо кассы. Допустим, берут с курсантов некие суммы за пересдачи, а чеки не выдают. Один парень, Виктор, вообще мне хвастался, мол, купил «диплом» об окончании. Внутренний экзамен он не сдавал». Номер этого свидетельства есть в редакции. Сам Виктор говорит: «Я сказал, что недоучился, а мне за границу надо. жена замдиректора, заместитель по учебной работе, предложила: мол есть вариант. за деньги. Ей я их и отдал». Помнится, в Витебске подобная история закончилась для замдиректора учебного заведения уголовным делом. Тогда проверяющие подняли журналы, путевую документацию и выяснили, что свидетельства об окончании выдали даже тем, кому не следовало бы.

Обзваниваю курсантов, бывших и нынешних. Валерия рассказывает: «На теоретических занятиях мы просто по очереди читали ПДД вслух. Педагог периодически спрашивал, понятно ли? В общем, правила зубрили дома. Так же тренировались и по тестам. Первую тему я провалила, пришлось платить за пересдачу. Мне чек дали, но были ребята, которые просто вручали деньги педагогу. С мастером повезло больше. Правда, часто ездили по часу вместо полутора. Еще удивило, что автошколе пришлось доплачивать 210 тысяч за машину для первого экзамена в ГАИ».

А вот что пишут об этой автошколе на интернет–форумах: «Обучение заняло более полугода вместо 3,5 месяца, хотя задолженностей у меня не было. На теоретических занятиях в основном мы просто читали ПДД вслух. С практикой поднатаскали знакомые. Как преподаватель может говорить о том, что какие–то дураки пишут эти правила, просто из–за того, что он то скобки не заметит, то смысла не поймет. Практика тоже шокировала. Как и крики заведующей по учебной работе в ответ на просьбу дать книгу замечаний».

Наталья С. получила два высших образования, много курсов посетила, но такого обучения, говорит, еще не видела: «Первый результат — 99 процентов группы не сдает зачет с первого раза. Пересдача платная. Это для того, чтобы компенсировать изначально низкую цену за учебу. Когда я принесла заявление на расторжение договора, директор заявил, что деньги не вернет». После обращения куда следует, ситуация все же разрешилась в пользу девушки. «Тупое отмывание денег, — пишет другой форумчанин. — Отношение к людям никакое. Обучение началось 21 февраля, а сдача в ГАИ была только в конце июля. Теория очень слабая. Инструктор по вождению менялся трижды. На внутренний экзамен нам принесли перерасчет топлива, который был почти у всех одинаковый. Даже у тех, кто еще не отъездил свои часы. Хотя цена на топливо тогда не поднималась».

«Учить плохо им выгодно, — читаю дальше. — Внутренний экзамен — просто выкачивание денег из курсантов. С первого раза я город не сдала, во второй только села за руль, как мне говорят: «Идешь платишь — и ты сдала». «Вождение я откатал наполовину, остальное списали, — пишет Валентин. Да, я просто расписался в ведомости, а водить учился у другого частника. Когда попросил поменять мастера, мне пригрозили, что в ответ на жалобу дадут такого специалиста. ». «Закончив эту автошколу, облегченно вытер пот со лба, — признается Евгений. — Обучение — не передать словами. Оно обошлось мне далеко не 6 миллионов. Постоянные платные пересдачи. Есть автошколы, где цель научить, а не тянуть из курсантов деньги».

Разумеется, не всему написанному в сети стоит верить. Здесь могут быть и личные обиды, и эмоции, и происки конкурентов. Однако когда негативных отзывов так много и говорится в них об одном и том же, задуматься стоит.

Сергей кладет передо мной несколько чеков: «Эти за топливо. А эти (На стол ложатся два «приложения к чеку» — вырезанные из бумаги с набранным на компьютере текстом квадратики. — Авт.) автошкола выдает под видом чеков. Сравните, на двух «приложениях» с одинаковой датой даже подписи бухгалтера разные». Чеки и «приложения» мы отнесли в налоговую инспекцию Московского района. Сидя в кабинете замначальника районной ИМНС Викентия Деколы, С.Иванов описывает механизм: «Приходит курсант на вождение с «приложением к чеку». В путевом листе, как нам объяснили, мы записываем Ф.И.О. обучаемого, ставим (в моем случае) два часа дополнительных занятий и прикалываем к путевому листу «приложение» (хотя должен прикрепляться чек или квитанция об оплате). Отдаю все это в бухгалтерию, при мне «приложение» отрывают — и в урну».

В приличных автошколах допзанятия оформляют так. Учащийся пишет заявление, его вместе с путевым листом и квитанцией об оплате (чеком) отдают в бухгалтерию. Также составляется акт оказанных услуг с указанием стоимости и с подписями обеих сторон. Законодательством о транспорте такая процедура, как и ее стоимость, говорят в Минтрансе, не предусмотрена, и автошколы это определяют сами, прописав механизм во внутренних документах. Но почему бы не сделать его единым? «Так и у нас в памятке мастера (Сергей достает очередной бланк. — Авт.) сказано: за повторный тематический контроль, экзамены к путевому листу должна быть подколота квитанция об оплате. За допзанятия также должна быть квитанция и акт выполненных работ. Вот я, к примеру, два «приложения к чеку» не сдал (для налоговой приберег), никто о них и не вспомнил. Деньги идут мимо кассы?»

В налоговой этого отрицать не стали, как не стали торопиться с выводами, пообещав о результатах проверки сообщить позже. Пока специалист рейдового отдела уточнил: «Мы истребовали в автошколе контрольно–кассовую ленту и книгу кассира за определенный период. В них должны быть отражены платежи». По словам собеседника, такие «приложения» документом не являются. На что директор автошколы ответил, мол, они выдаются учащимся на случай потери чека. По поводу несоответствия дат руководитель сослался на опечатку, а несовпадение подписей бухгалтера на «приложениях», выданных в один день, якобы оттого, что деньги мог принимать как бухгалтер, так и директор.

Сертификат по подготовке водителей этой автошколе выдан органом по сертификации института метрологии. Начальник отдела БелГИМ Татьяна Якусевич говорит, что последний раз учебное заведение проверяли в октябре прошлого года: «Учебные документы оформлялись согласно требованиям. В книге замечаний и предложений претензий не было». А вот два года назад после неудачной сдачи второго этапа практического экзамена минчанка пожаловалась на его организацию. В итоге решила расторгнуть договор, настояв на возврате денег. Исполнитель отказался, жалоба попала в орган по сертификации. Через несколько дней вопрос решился в пользу заявительницы. Специалист БелГИМ объясняет, что эксперты–аудиторы проверяют все, начиная от медсправки учащегося и договора, заканчивая техническим состоянием автомобиля: «Учебная документация анализируется. Также проверяется, соответствуют ли преподаватели и мастера занимаемым должностям».

Да, во взаимоотношениях автошкол и курсантов уже сделано многое. Я могу так говорить с точки зрения как учащегося, так и участника дорожного движения. Однако вопросы еще есть, и по ним, заверили мои собеседники, работа ведется. К примеру, спорных моментов по внутренним экзаменам станет меньше уже с 14 мая. С этой даты все автошколы обязаны установить в машинах экзаменуемых видеорегистраторы с внутренним и внешним обзором, звуком. Проверить записи смогут специалисты Минтранса, органов по сертификации услуг, правоохранительных структур. С письменного согласия курсантов видео– и аудиоматериалы могут использоваться при обучении — для разбора различных ситуаций, типичных ошибок при вождении.

Многие вопросы урегулировала единая форма типового договора для автошкол. Она стала обязательной с конца прошлого года, говорит начальник отдела Минтранса Павел Бречко: «Раньше договор с курсантами заключался в произвольной форме и многое опускалось. Запомнился случай. Минская автошкола значительно снизила стоимость обучения. Когда дело дошло до пересдач, а там повторно экзаменовался почти каждый второй ученик, оказывалось, что сдать зачет можно только за 400 тысяч. В итоге автошкола возвращалась к единой на рынке сумме, а снижение стоимости курсов было лишь непорядочным маркетинговым ходом. Разрешать подобные ситуации было сложно.

Теперь из договора видно, что обучение должно вестись в соответствии с едиными программами. А цены, взаимоотношения между сторонами, дополнительные услуги и прочее владельцы учебных заведений могут менять только по согласованию сторон. Еще момент: если раньше руководителей за нарушение охраны труда могли просто оштрафовать — теперь ответственность вплоть до остановки деятельности. Прописаны права и обязанности курсантов и автошкол, даже о вежливом отношении друг к другу». То есть сейчас люди видят, с чем соглашаются, подписывая договор.

По данным Белтехосмотра, 31 декабря 2015 года в стране насчитывалось 456 автошкол, 129 из которых частные. За минувший год было подготовлено 135.307 водителей различных категорий, 104.964 — категории «В».

Приписки часов — это классика

В 2015–м эксперты–аудиторы Белтехосмотра проверили 307 автошкол, в результате чего 18 отменили сертификаты соответствия, в отношении 8 действие сертификатов было приостановлено. По словам начальника отдела Белтехосмотра Александра Шута, организацию и проведение учебного процесса в автошколах проверяют ежегодно: «При инспекционном контроле мы изучаем путевые листы, карточки учета вождения: сколько часов отъездили учащиеся, какие упражнения и на каких маршрутах отрабатывали. Смотрим состояние автомобиля, учет посещаемости на теоретических занятиях и так далее».

Наиболее частыми остаются нарушения оформления путевых листов, карточек учета вождения (так называемые приписки часов). Нередки нарушения требований ПДД мастерами при вождении: к примеру, перевозка пассажиров во время обучения, езда без включенного на учебном транспорте ближнего света фар. Недобросовестные автошколы грешат и эксплуатацией машин с непройденным техосмотром, отклонением от установленных маршрутов, неотработкой упражнений, проведением занятий на автодромах с несоответствующим оборудованием. Кстати, в прошлом году сотрудники ГАИ к административной ответственности привлекли 93 мастера и 12 руководителей автошкол.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *