0

Жалоба на следователя

Жалоба на следователя

Деятельность следователя связана с расследованием преступлений. Круг обязанностей этого юриста чрезвычайно широкий: он проводит анализ собранной информации, управляет работой оперативных сотрудников, возбуждает уголовное дело и направляет его на рассмотрение в суд. Если действия или бездействия сотрудника органов дознания нарушают ваши права, вы имеете право написать на него жалобу.

Основания для претензий

Наиболее распространенные причины для подачи жалобы на дознавателя включают:

  • Отказ в возбуждении уголовного дела.
  • Прекращение уголовного преследования без основательных причин.
  • Нарушение правил проведения следственных действий.
  • Оскорбление чести и достоинства гражданина.
  • Нарушения порядка задержания граждан.
  • Разглашение информации следствия.
  • Отказ в рассмотрении заявления.
  • Искажение фактов или неправильная трактовка событий.

Также можно жаловаться на следователя в том случае, если он намеренно затягивает процесс расследования.

Кто может жаловаться

Обжаловать действия следователя может любой участник уголовного процесса со стороны обвинения, защиты, а также лица, которое способствуют правосудию, в том числе:

  • Должностные лица прокуратуры, следственного комитета, суда.
  • Потерпевший, обвинитель, истец или их законные представители.
  • Обвиняемый, подозреваемый, ответчик или защитник.
  • Законные представители несовершеннолетних детей, которые участвуют в процессе.
  • Свидетели, понятые.
  • Эксперты, переводчики.

Правила составления

Действующим законодательством не предусмотрено строгих требований к форме и содержанию жалобы на следователя. Заявителю достаточно придерживаться общих правил делопроизводства:

  • Лаконично излагать информацию.
  • Избегать использования экспрессивной лексики.
  • Обратить достаточное внимание обоснованию претензий, только обращения с неопровержимыми доказательствами будут рассмотрены в пользу заявителя.
  • Если дознаватель выносил постановления, которые нарушают ваши права, их следует приложить к заявлению.
  • Потребуется указать, какую законодательную норму следует применить в отношении должностного лица.

Право граждан на обжалование действий дознавателя закреплено в ст. 123 УПК РФ.

Руководителю следственного органа

Документ необходимо составить в письменной форме и подать лично секретарю или отправить по почте. В первом случае документу будет присвоен регистрационный номер, поэтому нужно заранее подготовить второй экземпляр заявления, который останется у вас на руках с указанием даты поступления и номера записи в журнале. При направлении жалобы почтой следует отправлять ее ценным письмом с уведомлением о вручении.

Вместо заявителя подавать документ имеет право его законный представитель при наличии нотариальной доверенности.

Заявление можно писать в свободной форме, однако есть обязательные составляющие, среди которых:

  • Название организации и/или ФИО адресата.
  • ФИО, адрес и телефон заявителя.
  • Суть претензий з детальным описанием действий или бездействий следователя, которые повлекли за собой нарушение ваших прав.
  • Дата и подпись.

При необходимости к заявлению можно приложить документы и материалы по делу либо их копии.

В исключительных случаях срок рассмотрения подобных заявлений может быть увеличен до 10 дней, однако заявитель должен быть об этом уведомлен. Такие ситуации обычно связаны с необходимостью истребования дополнительных материалов по делу.

Заявитель должен быть незамедлительно уведомлен о принятом решении. Обжаловать принятое руководителем следственного органа решение можно путем обращения в вышестоящий следственный орган.

Центральный аппарат Следственного комитета

Обратиться в центральный аппарат Следственного комитета можно одним из следующих способов:

  • Записаться на прием к руководителю главного управления Следственного комитета.
  • Подать претензию при личном обращении в приемную комитета по адресу: г. Москва, ул. 1-я Фрунзенская, 3а.
  • Направить заявление ценным письмом с уведомлением по адресу для письменных обращений граждан: 105005, г. Москва, Технический переулок, д. 2.

Для обращения граждан предусмотрено также несколько телефонных линий:

  • 8-800-100-12-60 – по этому номеру вы можете сообщить о неправомерных действиях сотрудников Следственного комитета, в том числе о коррупционных проявлениях. Звонки бесплатны с любой точки России, линия работает круглосуточно.
  • 8-800-100-12-70 – телефон для связи с Председателем. Прямая линия работает каждую первую и третью среду месяца с 14.00 до 19.00.

Обратиться в Следственный комитет можно с помощью Интернет-приемной по адресу http://sledcom.ru/#reception. При написании обращения следует учитывать, что не принимаются к рассмотрению обращения, которые содержат:

  • нецензурную лексику;
  • текст, написанный латинскими или заглавными буквами;
  • неполный адрес заявителя;
  • заявление без указания конкретных жалоб и предложений.

Жалобы, оформленные через Интернет-приемную, обрабатываются в соответствии с ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» от 02.05.06.

В соответствии с ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», надзор за следственными органами осуществляется прокурором. Это означает, что жалобы на представителя органов дознания можно подавать в прокуратуру, но только после того, как на обращение не поступило реакции со стороны руководителя следственного органа по месту жительства. Однако можно подавать жалобу в прокуратуру и одновременно с обращением к начальнику следственного отдела.

Прокуратура

Жалоба на действия или бездействия следователя в прокуратуру должна содержать такую информацию:

  • Название структурного подразделения прокуратуры.
  • ФИО заявителя, контактные данные.
  • Описание действий/бездействий следователя, которые вы хотите обжаловать.
  • Просьба о признании действий уполномоченного лица незаконными.
  • Дата и подпись.

Скачать образец жалобы на следователя в прокуратуру можно по ссылке.

Обращение необходимо направлять в прокуратуру по месту проведения предварительного расследования.

Подать заявление следует в письменной форме одним из следующих способов:

  • лично в руки секретарю.
  • по почте.

Рассмотрение обращения проводится в срок до 3 (в редких случаях до 10) дней. Прокуратура не принимает повторные жалобы, поэтому в случае, если принятое решение вас не устроило, следует обращаться в вышестоящие подразделения.

Рассмотрение подобных исков проводится на открытом судебном заседании. Во время слушания дела в зале суда должны обязательно присутствовать истец или его законный представитель, а также следователь, действия которого обжалуются.

Судебный иск можно направить одним из следующих способов:

  • Подать лично в канцелярию суда.
  • Отправить ценным письмом с уведомлением о вручении по почте.
  • Передать через своего законного представителя.

Правильно оформленный судебный иск должен содержать такую информацию:

  • Наименование суда, в который подается исковое заявление.
  • ФИО, адрес и контактный телефон истца.
  • ФИО представителя, если заявление подается через него.
  • Изложение обстоятельств, при которых были нарушены ваши права. Обоснование доказательствами.
  • Указание требований.
  • Дата и подпись.

Решением суда действия уполномоченного лица могут быть признаны неправомерными, а иск полностью или частично удовлетворен. Также судебный орган после рассмотрения дела может отказать заявителю в удовлетворении иска.

Законодательная база

При составлении жалобы на действия или бездействия следователя необходимо руководствоваться такими законодательными актами:

  1. «Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» от 18 декабря 2001 N 174-ФЗ (ред. от 01.07.2017).
  2. Приказ Следственного комитета при прокуратуре РФ от 19 сентября 2007 N 17 (ред. от 08.04.2008) «О введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации».
  3. Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02 мая 2006 N 59.
  4. Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 N 2202-1.

Дужурные юристы

Статьей 14.57 КоАП и федеральным законом №231 от 03.07.2016г. с 1 января 2017…

Отказ в регистрации на рейс, низкое качество обслуживания, повреждение или утеря багажа –…

Бывают ситуации, когда единственной инстанцией, которая может помочь решить трудные ситуации в жизни…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *