Причины жалоб на судебных приставов, куда нужно жаловаться и как сделать это правильно?
Направление исполнительного листа в службу судебных приставов не всегда означает гарантию быстрого решения вопроса. Зачастую работники данной организации пренебрегают своими обязательствами и в подобном случае необходимы меры воздействия на них. Сегодня мы поговорим о том, на каких основаниях можно жаловаться на приставов, как правильно составить жалобу и куда ее можно направить.
○ Причины жалоб на судебных приставов, куда нужно жаловаться и как сделать это правильно?
Чтобы правильно подать жалобу, она должна быть соответствующим образом составлена и направлена лицу, имеющему полномочия по ее рассмотрению. Если ваш документ не был принят или по нему не осуществлены соответствующие действия, вы можете подать повторную жалобу в вышестоящий орган.
○ Законодательство о деятельности приставов.
Деятельность судебных приставов полностью регламентируется на законодательном уровне. Порядок их работы, а также все особенности исполнительного производства указаны в Федеральном законе «О судебных приставах» от 21.07.1997 №118-ФЗ.
Судебные приставы в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Федеральным законом “Об исполнительном производстве” и другими федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.
(ст.2 №118-ФЗ).
Помимо Конституции и данного закона, приставы в процессе изыскания долгов, ориентируются на целый ряд законодательных актов:
- ГК РФ.
- ГПК РФ.
- КоАП РФ.
- ФЗ №229 «Об исполнительном производстве».
- ФЗ №135 «Об оценочной деятельности».
- Положением о Федеральной службе судебных приставов.
- Нормативно-правовыми актам Министерства юстиции РФ.
○ На что можно жаловаться?
Вы можете подать жалобу на пристава на следующих основаниях:
- Бездействие.
- Вынесение постановления о начале исполнительного производства в вашем отношении.
- Взыскание исполнительного сбора в незаконном порядке.
- Нарушения законодательных норм при аресте имущества, его оценке и реализации.
- Наложение неправомерных штрафов.
- Иные незаконные действия, ущемляющие ваши права и интересы.
Как и любой документ, составление жалобы и ее подача имеют некоторые нюансы.
✔ Особенности составления документа.
Несмотря на то, что документ составляется в свободной форме, есть определенные моменты, которые важно учитывать, при его написании. В жалобе нужно указать:
- Информацию о получателе документа.
- Реквизиты заявителя.
- Суть обращения (описание незаконных действий или бездействия пристава).
- Ссылку на законодательные нормы, подтверждающие незаконность действий/бездействия сотрудника.
- Требование о принятии соответствующих мер.
- Дату и подпись заявителя с расшифровкой.
✔ Образец жалобы.
Жалоба оформляется в простой письменной форме и удостоверяется подписью заявителя. Документ можно направить почтой, через интернет либо представить лично.
○ Куда направлять жалобу?
Жалобу можно направить вышестоящему должностному лицу. Это значит, что ее получателем может быть начальник территориального отделения судебных приставов либо вышестоящее лицо.
✔ Руководитель приставов.
Начинать разбирательство вопроса о незаконности действий/бездействия пристава-исполнителя следует в соответствии со ст. 123 №229-ФЗ. Согласно порядку подчиненности, первая жалоба подается начальнику, в чьем непосредственно подчинении находится объект жалобы (п.1 ст.123 №229-ФЗ).
✔ Главный пристав по региону (области).
В случае несогласия с постановлением, вынесенным приставом-исполнителем и утвержденным старшим приставом, жалоба направляется вышестоящему должностному лицу. Это главный пристав субъекта РФ, в подчинении которого находятся работники, чьи действия/бездействие нарушают ваши права и интересы (п. 2 ст.123 №229-ФЗ).
✔ Главный судебный пристав страны.
Если не удается добиться решения своего вопроса, жалобу можно направить в адрес главного пристава страны (п.3 ст.123 №229-ФЗ). Данная мера принимается, когда права и интересы гражданина нарушены главным приставом субъекта РФ, в котором рассматривался его вопрос.
В настоящее время главным приставом РФ является Аристов Дмитрий Васильевич. Жалобу на его имя можно направить заказным письмом либо отнести лично в его канцелярию. Относительно недавно стал доступен также вариант подачи жалобы онлайн, через сайт Госуслуги.
○ Сроки для рассмотрения жалоб.
Жалоба, поданная в порядке подчиненности, должна быть рассмотрена должностным лицом службы судебных приставов, правомочным рассматривать указанную жалобу, в течение десяти дней со дня ее поступления.
(п.1 ст. 126 №229-ФЗ).
Согласно данному закону также следует учитывать, что если вы обратитесь в суд, это приостановит жалобу, поданную руководству судебных приставов в порядке очередности.
Решение должностного лица службы судебных приставов по жалобе принимается в форме постановления.
(п.1 ст. 127 №229-ФЗ).
Его копия направляется заявителю не позднее, чем через три дня после принятия.
○ Советы юриста:
✔ Гражданин подал жалобу на бездействие пристава, однако в течение двух месяцев ему не поступало никаких ответов. Законно ли это?
Не законно. Жалоба должна быть рассмотрена в течение 10 дней с момента ее принятия, а ее отправитель получить постановление о решении не позднее, чем через 3 дня после его принятия. Поэтому в данном случае необходимо сделать запрос в ФСПП с требованием разъяснить ситуацию. Также можно сразу подать жалобу вышестоящему должностному лицу, главному приставу субъекта РФ либо главному приставу страны.
✔ Пристав бездействует. Как обратиться к руководству ССП с жалобой?
Данную информацию можно получить посредством личного обращения в СПП либо на сайте судебных приставов. Жалобу можно подать лично, отправить заказным письмом или через интернет, на сайте Госуслуги.
В видеоролике с канала “Ваш юрист” Вы узнаете о том, как правильно составить и подать жалобу на пристава.
Опубликовал : Вадим Калюжный, специалист портала ТопЮрист.РУ