В нашей стране существует институт надзора за деятельностью государственных органов и должностных лиц. Он позволяет гражданам обжаловать решения, действия или бездействие должностных лиц, нарушающие их права и свободы. Однако, чтобы механизм надзора заработал, необходимо иметь независимый орган, который будет рассматривать данную жалобу – именно таковыми являются суды, рассматривающие надзорные жалобы и представления.
Основой работы данных судов является Конституция, законы и иные нормативные правовые акты. Жалоба подается в том случае, если гражданин считает, что должностное лицо нарушило его права. В связи с этими обстоятельствами, надзорные суды должны исходить из того, что защита прав граждан находится в их компетенции.
Для того, чтобы гарантировать рассмотрение жалобы основываясь на законе и правосудии, на судьев в данной инстанции возложена огромная ответственность. Важнейшие принципы, которые должны соблюдаться при рассмотрении надзорных жалоб включают: независимость, беспристрастность, справедливость, обоснованность и законность.
Учитывая, что надзорный суд является независимым органом и основывается на принципах правосудия, он должен действовать апелляционным порядком. Это означает, что рассмотрение жалобы и представления начинается с анализа действий (или бездействия) должностного лица. Если суд придет к выводу о незаконности данных действий, то решение о споре будет вынесено – постановление о недопустимости нарушений, с которыми гражданин столкнулся.
Таким образом, важно понимать, что суды, рассматривающие надзорные жалобы и представления, являются независимыми инстанциями, предназначенными для защиты прав граждан. Они играют важную роль в механизме надзора за действиями и бездействиями должностных лиц и расцениваются как надежный гарант защиты прав и свобод граждан.