0

Усталый ребенок, ребенок жалуется на усталость.

Усталый ребенок.

В 4 — 5 лет, в 10 и в младшем подростковом ворасте усталость выражается по-разному. Четырех-пятилетний малыш может вдруг заснуть посреди дня, на послеобеденных занятиях в детском саду он невнимателен, неактивен. Усталость десятилетнего школьника становится сразу же заметной потому, что он начинает получать плохие отметки по тем предметам, по которым прекрасно учился до сих пор, становится вообще более вялым.

Тринадцати-четырнадцатилетний подросток проявляет одновременно апатию и раздражительность, он, вернувшись из школы, падает в кресло, ничего не хочет, огрызается в ответ на любое замечание, и единственное, что от него можно услышать: «Отвяжитесь, я устал!»

Все перечисленные выше случаи заставляют родителей обратиться к педиатру в надежде, что он назначит некое чудодейственное «общеукрепляющее», которое сразу же вернет их ребенку нормальный тонус и нормальную жизненную активность.

На самом деле проблема куда сложнее, потому что ее возникновение диктуется целым рядом взаимосвязанных причин, и для лечения усталости школьника требуется полное обследование условий его жизни, обучения, обстановки, в которой он находится.

Конечно, все взаимосвязано, и физическая усталость, объясняющаяся слабостью после перенесенной болезни, в частности, гриппа, может повлечь за собой и усталость умственную, интеллектуальную. Поэтому нужно весьма усердно искать причины всякой физической усталости. Хорошо известны многие заболевания, которые ведут к ослаблению организма и появлению ощущения неизбывной усталости: гепатит, инфекционный мононуклеоз, некоторые разновидности гриппа — это самые характерные примеры, но при таких заболеваниях постепенное, а затем и полное исчезновение усталости — верный признак начала выздоровления.

Даже самая легкая анемия также способна вызвать усталость, и потому требует лечения. Роль врача заключается, прежде всего, в том, чтобы обнаружить, если она есть, чисто медицинскую причину усталости ребенка.

Но усталость, связанная с болезнью, вовсе не самый распространенный случай, и нужно настойчиво и деятельно искать истинную ее причину.

Одной из таких причин может стать недосыпание, и вовсе не всегда в нем повинен только телевизор. Некоторых маленьких ребятишек четырех-пяти лет их мамы будят слишком рано из-за того, что этим мамам пора отправляться на работу. Уже к половине восьмого или к восьми утра такие детишки доставляются к няне, которая потом отводит их в детский сад. «Рабочий день» для малыша длится до половины седьмого вечера, часа, когда мама забирает их из детского сада, где за все это время они не спали ни минуты. Естественно, попав домой вечером, они не испытывают никакого желания укладываться в постель в половине восьмого, а наоборот, хотят насладиться присутствием родителей, в частности, отца, которого практически не видели со вчерашнего дня, а может быть, и дольше. Такая жизнь, вызывающая усталость, нервозность, нежелание ложиться спать вовремя, жизнь, связанная с отсутствием родителей в течение целого дня, для маленького ребенка вредна и ни к чему хорошему не приводит. Разумеется, я понимаю, что материальные условия, в которые поставлены родители, заставляют их жить именно так. Но мне знакомы и семьи, которые вынуждают своих малышей вести такую жизнь неделями, в то время как матери вполне могли бы перейти на другую работу, где были бы заняты только полдня.

другая причина — переутомление ребенка. Оно чаще всего наблюдается в хорошо обеспеченных семьях, имеющих возможность нагружать свое дитя множеством разнообразных занятий. Каждый час ребенка расписан: помимо школы, еще и музыка, спорт, закон божий и так далее. Каждая минута с утра понедельника до середины дня в субботу на учете, а в субботу сразу после обеда несчастного сажают в машину и везут куда-то «развлекаться» до полуночи воскресенья, после чего все начинается сначала. Может быть, такая жизнь приемлема для взрослых, но она никуда не годится для юноши 20 лет, еще меньше — для десятилетних детей, и еще меньше — для шестилетних.

Проходит целая неделя, но в ней нет ни единого часа, когда ребенок мог бы побыть наедине с самим собой, помечтать, пожить своими фантазиями, рассказать себе какую-то волнующую историю, а ведь каждый ребенок, даже если он не говорит об этом и сам этого не подозревает, очень нуждается именно в таком времяпрепровождении.

Школьными перегрузками, вызывающими беспокойство, становящимися поводом для излишней тревожности, особенно тогда, когда ребенок хочет во что бы то ни стало проявить себя как можно лучше перед весьма требовательным учителем, также нельзя пренебречь, говоря о характерных причинах детской усталости как в начальной школе, так и в старших классах.

Школьное обучение сейчас начинается довольно рано, и от ребенка шести лет требуют постоянной концентрации внимания в течение 5 — б часов ежедневно. Это для него слишком много!

Когда дети становятся постарше, классе в третьем-четвертом, у них уже бывает по шесть-семь уроков в день, и они опять-таки требуют постоянной сосредоточенности и повышенной отдачи. Но ведь это так утомительно даже для подростка 13—14 лет, что уж тут говорить о тех, кто младше! К тому же спустя 3—4 часа напряженных занятий внимание ребенка неизбежно снижается, и представление о том, что он может серьезно и эффективно работать еще 3 часа, — не более чем пустая иллюзия.

К концу третьей четверти учебного года, иными словами, к февралю-марту, многие дети ощущают усталость — не только из-за перегрузок в школе, но и из-за погодных условий, — и вот эта-то усталость конца зимы как раз и может довольно успешно лечиться при помощи «общеукрепляющих» средств.

Недозагруженность в школе.

Школьное обучение бывает организовано совершенно неправильно. Иногда старшеклассникам, юношам и девушкам 16 —17 лет, приходится работать меньше, чем их младшим, тринадцати-четырнадцатилетним товарищам, для которых весьма трудным и ответственным делом кажется именно переход в старшие классы. К сожалению, очень часто этот переход и на самом деле становится серьезным испытанием, потому что здесь происходит определенный отсев, отбор в специализированные классы, и все это тяжелым грузом ложится на ребенка, поскольку именно от этого зависит его будущее.

Но в старших классах все совсем по-другому: количество домашних заданий зависит в огромной степени только от качества педагогического состава и его доброй воли. Получается, что некоторые дети нагружены явно недостаточно, и тогда причиной их усталости становится скука, ничегонеделанье, в то время как другие, наоборот, чересчур заняты.

Кроме того, существует усталость от родителей. Когда мать несколько депрессивна, когда она по несколько раз в неделю жалуется на собственную усталость или перегрузку, это не может не повлиять на состояние и образ жизни ребенка: он невольно начинает жаловаться тоже и действительно ощущает усталость, которая в данном случае проявляет себя как отсутствие склонности делать что бы то ни было и — даже в большей степени — в сильной утомляемости.

Как видите, причины усталости часто бывают психологическими. Когда врач не находит для усталости ребенка, у которого отсутствуют какие-либо физические недомогания, никакой очевидной причины, но он иногда грустит, ему не хочется играть, ходить в гости к друзьям, в кино, театр или цирк, это заставляет думать о депрессивном состоянии, репрессия — не исключение даже для детей 8— 10 лет и заслуживает того, чтобы ею занимались очень и очень серьезно.

Надеюсь, теперь вам стало понятно, как трудно бывает обнаружить истинную причину усталости ребенка и его быстрой утомляемости. Тем не менее врач не имеет права вслепую выписывать рецепты. Он всегда должен постараться найти эту причину и лечить именно ее, всегда должен постараться понять самую суть индивидуальности ребенка, чтобы разобраться, является ли в данном случае усталость следствием внутреннего разлада, отвращения к школе, каких-то трудностей в занятиях, противоречий в отношениях с близкими или то, что называют распугценностью, неорганизованностью, разболтанностью ребенка, вызвано упадком духа.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *