0

Что делать, если вас обманули в интернет-магазине?

Что делать, если вас обманули в интернет-магазине?

Что делать, если вас обманули в интернет-магазине? Об этом на примере историй наших читателей расскажет Тамара Бельская, заместитель председателя Белорусского общества защиты потребителей.

Звонит – не звонит

На день рождения Дарье Новиковой, архитектору из Дзержинска, подарили деньги на новый телефон. Два месяца выбирала, пока наконец не определилась. Покупку привезли в тот же день, даже скидку сделали – 30 тысяч. На радостях про чек никто и не вспомнил.

– Телефон стал плохо работать в первый же день, а на пятый вообще перестал ловить связь, – вспоминает Дарья.

Через две недели регулярных звонков продавец согласился сделать замену, но и с новым аппаратом произошло то же самое.

– Я уже хотела вернуть деньги, но мне отказали, а потом и вовсе перестали брать трубку.

Теперь девушка думает подавать в суд. У нее есть скриншот страницы с предложением продавца, где указана стоимость товара, и два свидетеля, которые видели, как привезли оба телефона.

– Чтобы вернуть деньги, нужно на бумаге написать заявление о расторжении договора купли-продажи и отправить его продавцу. То есть попытаться решить дело до суда и обращаться туда, только если продавец откажет. Ведь без соблюдения процедуры досудебного урегулирования суд не примет исковое заявление к рассмотрению.

Скриншот страницы сайта – это одно из доказательств, но не свидетельство того, что вы действительно купили телефон. Другое дело гарантийный талон. В нем должна стоять отметка о дате продажи и наименовании продавца. Если это наименование будет совпадать с тем, что указано на сфотографированной страничке сайта, то скриншот покажет, по какой цене предлагался к реализации мобильный телефон.

Еще одна притча про халяву

Электрик из Гродно Виталий Златопольский время от времени покупал на известном интернет-аукционе всякую мелочь: леску для рыбалки, фонарик… А недавно на торгах ему удалось за 166 евро выиграть байк стоимостью 1,5 тысячи долларов. Заплатил и после этого получил письмо от продавца: возникли проблемы со счетом на аккаунте интернет-аукциона, возвращаем вам всю сумму и просим перевести ее на другой счет.

– Я сразу почуял неладное, но все равно заплатил. Халявы захотелось, – качает головой Виталий. – Да и в службе поддержки платежной системы пообещали, если что – деньги мне вернут. На всякий случай я делал скрины всего, что только можно.

Продавец отправил груз, правда, прислал такой номер для отслеживания посылки, который могут присвоить только письмам массой меньше двух килограммов. А велосипед-то весит больше 11,5! Виталий не стал больше ждать и открыл спор в платежной системе.

– Планирую переводить спор в претензию и возвращать свои деньги. Я потом на форуме прочитал, что покупка велосипеда из Восточной Азии уже стала притчей во языцех: многие пытались, но еще ни у кого не получилось.

– С интернет-магазинами, которые находятся за пределами нашей страны, проблем больше. Практически никто из покупателей не проверяет, есть ли у Беларуси договор о правовой помощи по гражданским, уголовным, семейным делам с государством, где зарегистрирована фирма-продавец. А если его нет, то сначала все свои претензии вы будете предъявлять, как обычно, через интернет, но за разрешением спора в судебном порядке нужно будет ехать в страну, где зарегистрирован этот субъект хозяйствования.

Если Виталий проявит настойчивость, то сможет получить назад деньги, но только потому, что использовалась платежная система, которая гарантирует возврат денег, если товар не доставят. Но часто покупатели переводят деньги со своей карты напрямую на указанный продавцом счет. И в такой ситуации уже ничего не поделаешь.

Что-то с памятью

Лидчанин Артем Карасик купил в интернет-магазине материнскую плату, процессор, оперативную память и заплатил за них 2,5 миллиона. Но с самого начала что-то стало барахлить. Артем отправил оборудование обратно и приложил письмо, где подробно рассказал, в чем проблема. Продавец обнаружил неисправность в планке памяти, но возвращать отремонтированную деталь или заменять ее не спешил, объясняя это разными причинами: выходной, нет специалиста…

– Насколько я знаю, по закону они в срок до 14 рабочих дней должны были протестировать оборудование и вернуть мне. Но уже прошло гораздо больше времени, – сокрушается покупатель. – Я неоднократно требовал вернуть мне мои 2,5 миллиона, на что получал ответ, что по закону они не имеют права вернуть деньги за весь товар, разве что за планку памяти, где обнаружили ошибку.

– Артем купил три товара, но основания для возврата есть только по некачественной оперативной памяти. И фирма не возражает его осуществить. Все 2,5 миллиона получить обратно не получится, потому что материнская плата, процессор, оперативная память – это хоть и компьютерные комплектующие, но все-таки отдельные товары, а не комплект. Только комплект возвращается полностью.

Неустойка начинает считаться после 14 календарных, а не рабочих дней: один процент от цены товара за каждый день просрочки. Ее можно стребовать, написав письменную претензию в магазин. А если там отказывают – взыскивать в судебном порядке.

Но в нашей истории есть один важный момент. Раз покупатель постоянно меняет свои требования, то отсчет этих 14 дней начинается вновь и вновь. Артем сначала хотел отремонтировать, потом решил вернуть деньги. Если он сообщал об этом продавцу, хотя бы устно, не дожидаясь окончания 14-дневного срока, то никаких неустоек нет.

Советы от Тамары Бельской

  • всегда требуйте чек при покупке;

  • записывайте физический адрес продавца;

  • делайте скриншоты страницы с объявлением о продаже товара, а также всех своих интернет-обращений к магазину;

  • претензии к фирмам, зарегистрированным в Беларуси, заявляйте не только в электронном виде или по телефону, но и на бумаге. Причем отправляйте их заказным письмом с уведомлением.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *